Творчество как потребность

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f

Размышления 

На эти размышления навели меня творения поэтов-любителей, которых в интернете видимо-невидимо.

Хорошо это? Конечно, это здорово!

Интернет открыл просторы необозримые. Твори себе в удовольствие и демонстрируй сотворенное всему миру. А уж мир дальше сам решает: читать — не читать, смотреть — не смотреть, слушать — не слушать.

С другой стороны эта открытость интернет-пространства сбивает начинающих авторов с толку. Нет редакторов, нет комиссий, нет экспертов, которые могли бы указать на слабые места и не допустить недоработанный материал до зрителя и читателя.

И часто я слышу теперь от начинающих поэтов гордое заявление: «А я ничего не поправляю! Вот как пришло ОНО мне, так и записываю!» Кое-кто при этом даже на Пушкина ссылается.

Факсимильные издания рукописей Пушкина наверняка найдете в интернете. Смотрите — они черны от поправок. Места живого нет!

Так что ж, спрашивается, стихов не сочинять, если работать над ними не умеешь?

Ни в коем случае! Сочиняем, рисуем, поем, пляшем в свое удовольствие! Это творчество! Это естественная потребность каждого высокоорганизованного существа.

Весь живой мир пронизан творчеством на разных уровнях.

Есть уровень физический. Зверь роет нору, птица вьет гнездо, бобры возводят плотины. Скажете, один сплошной инстинкт?

А с каким удовольствием животные играют друг с другом, носятся на перегонки, борются понарошку! Собака в полном восторге мчится за мячиком или палкой, которую бросил хозяин. Принесут и просят бросить еще и еще. Сплошной инстинкт, говорите?

Помните, как начинают играть маленькие дети? Прежде чем научиться строить, они с упоением разрушают. Хлоп ладошкой по башенке из кубиков — и кубики летят в разные стороны! Полный восторг!

Это творчество на физическом уровне — изменять окружающий мир по своей воле. Было — и нет! Позже та же потребность творчества заставляет их создавать: не было — и вот оно есть!

Душа наша, мир наших эмоций, тоже постоянно творит, создавая все новые и новые оттенки чувств и вызывая ответные чувства в других людях. Любовь рождает любовь, ненависть рождает ненависть! Мы сочувствуем друг другу в печали и радости, мы создаем общее эмоциональное пространство.

И наконец, духовная наша сущность, только людям свойственная, творит миры нематериальные, миры образов и гармоний. И делает она это постоянно, с утра до вечера и даже во сне. Это потребность наша человеческая. Как птице свойственно петь, так человеку свойственно творить новые миры, а сделать сотворенный мир видимым, материальным помогает нам наше тело: пишет, рисует, поет, танцует. И при этом вырабатывает определенные навыки для создания материального воплощения нематериальных миров.

Вот так просто — навыки! Это то, что нашему телу доступно. Поэтому нет ничего удивительно в том, что эти навыки, как и любые другие, человек может развить необычайно.

Но очень трудно осознать тот факт, что написать несколько рифмованных строчек — это тоже навык, доступный бесконечному совершенствованию.

Знала я одного замечательного человека, Рашида Гайсановича Нуриева. Был он очень пожилой, очень добрый и очень интеллигентный. И была у него способность разговаривать стихами. Начинаешь с ним говорить — все как обычно, будничный разговор. Через минуту понимаешь, что он уже перешел на стихи, появилась рифма, проступил ритм. И дальше стихи уже льются из него без остановки на ту самую тему, которая затронута в разговоре.

Наберите в ЮТУБе слово Буриме. И получите огромное количество роликов. Эта чудесная салонная игра, известная с XVII века, в наше время очень популярна, ее вдруг подхватили рэперы и разливаются соловьями. Сущность игры в сочинении стихов на заданные рифмы. Это искусство? Нет, это всего лишь игра, потребность творчества, удовольствие от нанизывания рифмованных строчек одну на другую.

А творчество на всех уровнях, как мы выяснили, естественная потребность живого организма. Для этого и колесо в клетки белкам ставится, для этого и профессия в Китае существует — обниматель медвежат панд. И человек, лишенный возможности творить, ущербен и быстро погибает.

Но что же тогда искусство?

Продолжение цикла: Кто же автор?

Творчество как потребность: 4 комментария

Добавить комментарий