Что это такое? Метонимия еще туда-сюда, а синекдоха вообще страшно звучит. А это всего лишь разновидности метафоры. И употребляем мы их ежедневно, даже не задумываясь.
Возьмем обычную ситуацию. Договариваются по телефону о встрече два незнакомых человека: в таком-то месте в такой-то час. Ну, в наше время это стало очень просто: помахали друг другу издали мобильными телефонами — и все в порядке. А раньше?
Старые МЛМщики помнят эти времена, когда столько контрактов срывалось из-за того, что не узнали друг друга при встрече.
Можно было попробовать себя описать! Я интересная блондинка пенсионного возраста, далеко не худенькая. Но возможно, в кафе, где назначена встреча, окажется десяток таких блондинок.
Описать себя подробнее? Я похожа на Грету Гарбо, на сиамскую кошку, на нежную фиалку на залитом солнцем поле!.. Вот так уж точно встреча не состоится! Как-то плохо в этой ситуации работают метафоры.
А пусть-ка в руке у меня будет какой-то опознавательный знак — скажем, ершик для чистки посуды! Вот теперь меня ни с кем не перепутают! Что произошло? Мы опознали человека по предмету, с ним каким-то образом связанному.
Или, например, другая ситуация. Вы пытаетесь описать дом, адреса которого не помните. Ну, знаете, такой большой, девятиэтажный, зелененький. Найдут? Нет, конечно. А если так? Он слева от супермаркета «Пятерочка». Вот теперь без ошибки.
Нам так часто в жизни приходится прибегать к таким приемам, что в нашем языке это описание соседствующего предмета начинает жить собственной жизнью. Называется это явление метонимия.
-Хочешь супу? Съешь тарелочку!
И все прекрасно понимают, что им предложили не фарфоровую тарелку хрупать, а отведать ее содержимое!
Или как любят голосить МЛМ зазывалы:
-Приобретя всего одну коробку, вы получите потрясающий результат!
Коробка — это всего лишь картонная емкость, и никакого результата ее покупка не даст! А вот ее содержимое!..
Особый случай метонимии, когда для упоминания о множестве предметов достаточно сказать об одном, называется синекдоха.
Это влетело мне в копеечку.
Конечно, не в одну копеечку влетело, а в целую гору копеечек!
Глаз у меня зоркий!
Предполагается, что все-таки оба в наличии!
Дайте слово молвить!
И конечно, одним словом оратор не ограничится!
Для чего нужен этот прием в языке? Мы уже говорили о том, что потребность творчества, присущая человеку, живет в нас подсознательно. Совершенно независимо от того, проявили мы свой творческий потенциал в жизни или нет. Не слагаем мы стихов, не пишем картин, не сочиняем музыку — но потребность в творчестве найдет свой выход. Как мышцы наши требуют постоянного движения, так и сознание наше требует работы.
Метонимия и синекдоха предлагают мозгу головоломку: угадай, что это! И мозг радостно бросается эту задачку решать, тут же находит ответ и получает удовольствие. А получив удовольствие, запомнит и будет ждать такой же приятной работы.
Поэтому всегда с таким веселым вниманием слушали народных балагуров. Василий Теркин в поэме Твардовского говорит о себе:
Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.
О солдатском стаже Теркина говорят его давно не чиненые ботинки, сложная, развернутая метонимия.
Шел наш брат, худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шел поротно и повзводно,
И компанией свободной,
И один, как перст, подчас
А здесь синекдоха «наш брат» вместо «мы» вдруг превращается в собирательный образ. И особо выразительно звучит тема братства.
Удивительные вещи творят наши писатели-классики.
В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» город заполнен не людьми, а деталями их внешности и одежды:
«Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды…»
И уже не кажется странным, что в другой повести этого же цикла нос покидает своего владельца и становится весьма уважаемым чиновником. Вот во что вытворяет метонимия.
Продолжение цикла: Глагол времен!..