Кумраниты

32776616

Окольные пути христианства

Есть такая всеобщая народная традиция, свойственная всему человечеству: искать клады. Везет некоторым. Один раз нашел — всю жизнь богат! Беда в том, что представление о ценности находки у искателей не всегда соответствует действительности.

Древняя область Аравии всегда была богата счастливыми находками. Торговые караваны, курсирующие между Севером и Югом, Востоком и Западом, нет-нет, да и обронят в пески что-нибудь ценное, а то и лихие люди запрячут что-нибудь в укромных местах, в горных скважинах, в пещерах: золото, драгоценные украшения, благовония.qumran2

Видимо, такими доводами руководствовались в 1947 году два арабских мальчишки-пастуха, когда, отыскав потерявшуюся козу, начали рыться в очень соблазнительной расселине на побережье Мертвого моря в месте, которое издавна называлось Вади-Кумран.

rukopisj4

Среди камней пастухи отыскали большие глиняные сосуды. Клад? Но наполнены они были только тяжелыми продолговатыми предметами, завернутые в полуистлевшую льняную ткань. Мальчишки извлекли их и развернули. Это оказались свертки из длинных кожаных полос. Не Бог весть какая находка. Кому нужна старая кожа? Может, на ремни сгодится? Они попытались порезать ее на полосы. Но кожа крошилась в руках. Толку от нее не было. Но не бросать же находку.

Мальчишки притащили глиняные сосуды с кожаными свитками в свое стойбище. И умные взрослые люди привезли находки в Иерусалим и продали антиквару.

mini-7

Эта находка стала величайшим историческим открытием ХХ века. Кожаные свитки были покрыты буквами.

Десятки лет прошло в раскопках Вади-Кумрана и изучению находок.

dead.scroll2

Созданы эти тексты были на рубеже двух эпох: II век до нашей эры — I век нашей эры.

Люди, их создавшие принадлежали особой религиозной общине, названной кумранской.

Они удалились в пустыню, чтобы создать новый мир, «новый завет». Старый ортодоксальный Моисеев завет был, как они считали, нарушен иудеями, и Бог отвернулся от человечества. Чтобы восстановить разрушенную связь с Богом, они создали свою, «чистую» общину.

Они противопоставили себя всему греховному иудейскому обществу. Они называли себя «общиной нищих», чтобы отмежеваться от суетных земных богатств. Они называли себя «сынами света», чтобы показать, что прочий мир лежит во тьме. Они называли себя «простаками» и «немудреными», чтобы откреститься от «книжников» и толкователей Священного Писания.

620x260_7963cb9764f2e66ad41c69a6ba7e48f4_c

Жили они замкнутой общиной. Имущество было общим, трапеза была совместной, труд для каждого был обязателен. И так же, всей общиной, изучали они религиозные тексты, которые сами переписывали для употребления в общине.

Новых членов принимали они с большим трудом. Новички проходили двухлетний испытательный срок, а затем общее собрание общины решало, готов ли он к новой жизни. Вновь принятый оказывался от всего личного. Отныне и знания его, и труд, и имущество становилось достоянием общины.

Жизнь кумранитов была суровой. Весь день они работали с короткими перерывами на трапезу, а треть ночи проводили в изучении текстов.

Был принят в общине важный ритуал: омовение как очищение от грехов. Каждый их общины должен был покаяться в совершенных вольно или невольно грехах, включая и мысленные грехи, а затем смыть этот грех водой.

Для чего жили они в такой суровой обстановке? Для чего себя готовили?

Они ожидали решающей битвы между «сынами света» и «сынами тьмы». В этой битве должны были победить они, установившие с Богом новое соглашение, «новый завет». А помочь в этой битве должен был божественный спаситель, мессия. Его приход должен был знаменовать начало этой великой битвы. На одной стороне все греховное темное человечество, на другой стороны они, «сыны света» и сам Бог в лице мессии.

Единственный, кого из жителей земли чтили в этой общине, был некий Учитель, создатель этого учения. Имя его в текстах не упоминалось выяснить это не удалось. Но большинство исследователей уверены, что речь идет о конкретном человеке, вступившим когда-то в борьбу с «нечестивым жрецом». Опять-таки имя в тексте не упомянуто, и соотнести его с каким-то реальным лицом не удалось.

Дисциплина в община была сходной с военной. За любое нарушение устава следовало наказание: ограничение в пище, временное отлучение, а в тяжелых случаях и изгнание из общины. Раскаяние провинившегося принималось во внимание, но не снимало наказания, а лишь смягчало его.

Кто же был этот великий Учитель кумранитов? Не Христос ли? А может быть, Христос был одним из общинников, ушедший в мир, чтобы начать там великую духовную битву?

Добавить комментарий