Разница между творчеством и искусством принципиальна. И дело не в том, что продукты творчества бесплатны, а за искусство мы платим, да еще и как! Хотя это характерный признак. Но потом разберемся, почему.
Эта разница между творчеством и искусством в том, что в творческом процессе участвует один человек. Это личная потребность каждого живого существа, такая как дыхание, пищеварение и прочие функции.
Искусство всегда коллективно. В создании произведений искусства участвуют всегда по меньшей мере двое. Творец и… потребитель: читатель, зритель, слушатель.
Да, мы не привыкли считать потребителя произведений искусства причастными к этому процессу. Но если разобраться, то суть создания произведения искусства в том, чтобы быть переданным. Кому? Тому, кто готов принять!
А если принимающей стороны нет?
Конечно, творец может до хрипоты уверять всех, что не нужны ему слава и признание, что он творит для будущего! Ну что ж, и такое возможно. И будет произведение искусства дожидаться своего принимающего. Как музыка Баха, которую не ценили при жизни композитора и открыли лишь спустя век после его кончины.
И степень мастерства творца определяется только тем, насколько оказался способен мастер передать свой замысел, свои эмоции, свои образы.
Этому мастерству передачи и учатся мастера годы и десятилетия, играя бесконечные гаммы и этюды, делая батманы и плиэ у балетной перекладины, рисуя бесконечные этюды и натюрморты.
Итак, творчеством радуем мы себя. Искусством — других!
Особенно интересная получается картина, когда в процессе создания произведения участвует несколько творцов.
Композитор пишет музыкальное произведение. Да, были в истории искусства примеры, когда композитор был сам лучшим исполнителем собственных произведений. Как Паганини, как Лист, как Рахманинов. Но такое бывает нечасто. Все-таки это разные сферы деятельности.
Итак, создано музыкальное произведение. Композитор воплотил свой замысел. Но пока этот замысел скрыт за непонятными значками на разлинованной бумаге, музыку никто не услышит.
Теперь все в руках исполнителя, который должен максимально точно передать замысел композитора, а при этом добавить и собственное исполнительское восприятие. И у каждого исполнителя складывается свой замысел, свои образы, свои эмоции, которые он передаст слушателю.
А с песней получается еще интереснее. Поэт написал стихи. Композитор, прочитав строки и то, что за этими строками родилось в душе, создал мелодию, которая принадлежит теперь только этим словам. Или наоборот, сначала рождается мелодия, а поэт переводит ее на язык слов. И рождается стихотворение, которое принадлежит только этой мелодии.
И наконец, песню берет исполнитель и вкладывает в нее свой замысел, свое понимание. А в наше время часто бывает так, что пишется песня под конкретного исполнителя, учитывающая его характерную манеру исполнения.
Так рождается новое произведение искусства. Оно не стихи. Оно не музыка. Оно песня — синтез стихов, музыки и исполнения.
И конечно, слушатель!
Вы думаете, он пассивно слушает все, что звучит? Сколько примеров можно привести, когда совершенно бездарные стихи и музыка вдруг становились любимыми песнями и распевались везде и всюду. Те же «Ландыши» в 50-е годы. Или жуткий «русский шансон», над которым брутальные мужики роняют свои брутальные слезы.
В чем тут дело? А в том, что творят слушатели на бездарном материале собственную песню, дополняют ее личной историей, сокровенными эмоциями. По существу, творят ее для себя.
Есть песни, предназначенные только для того, чтобы под них танцевать. Им вообще ничего не нужно — ни слов, ни музыки. « Ну где же ручки, ну где же наши ручки…» и так далее.
А что уж говорить о таких сложных видах искусства, как театр и кино, где работает уже целая команда творцов. И все это для того, чтобы на час-другой дать возможность зрителю тоже стать творцом: посмеяться, поплакать, поразмышлять о себе и о мире.
Продолжение цикла: «Для кого создаются творения?»