Создание образа Петра I оказалось очень трудной работой для Этьена Фальконе. По его собственному свидетельству конь дался ему гораздо легче.
Но это и понятно. Скульптор поставил перед собой сложнейшую творческую задачу. Замысел его строился на великолепном контрасте разгоряченного, вздыбленного коня и спокойного, величественного всадника. В этом видел Фальконе философский и исторический образ петровских деяний.
При всей аллегоричности замысла Фальконе добивался максимальной достоверности в каждой детали. Первые скульптурные эскизы мастер создавал обнаженными, чтобы уточнить анатомические особенности, выверить пластику. Когда нужные движения были найдены и работа удовлетворила скульптора, встал вопрос, а во что же одеть императора?
Вопрос по сути очень серьезный. Не зря мы встречаем всех по одежке.
И здесь указателей и советчиков нашлось много.
Извечный враг Фальконе, Иван Иванович Бецкой, в ведении которого находились все строительные работы Санкт-Петербурга, требовал неукоснительного следования общепринятым образцам. Известнейшие европейские монументы выполнены в античном стиле — значит, и Петра I следует одеть в длинную императорскую тогу.
Ему возражали приверженцы национальных традиций, которые только-только начинали входить в моду! Петр I – русский царь, значит, быть ему в шапке Мономаха и тяжелом одеянии до пят.
Третьи считали, что Петр I должен быть воином в средневековых латах — самый героический образ.
Четвертые, сторонники «авангарда», предлагали максимально осовременить образ и нарядить царя в современный французский костюм.
Все эти варианты не устраивали скульптора. Античная одежда на человеке XVIII выглядела бы маскарадным костюмом. Одеть Петра в длинный кафтан — это прямо-таки насмешка над царем, который всю жизнь с этими кафтанами боролся. А уж современная одежда и вовсе не годится: «стояча и облеписта», как выразился автор одной из первых книг о Медном всаднике «Историческое известие об изваянном конном изображении Петра Великого» Л. Бакмейстер.
Можно было бы изобразить Петра в его повседневном костюме, коротком кафтане и узких немецких панталонах. Но такой костюм выглядел бы довольно статично, был бы маловыразителен и не передавал динамики.
Этьен Фальконе создал для Петра I одеяние уникальное. Оно напоминает одновременно и античную тогу и русскую длинную мужскую рубаху. Оно широко, не стесняет движений, ложится так легко и естественно, что под ним угадывается напряжение живых мускулов. А плащ, застегнутый на плече, создает образ русского князя-воина. Его свободный разлет замечательно гармонирует с движением коня.
Но самое удивительное, что этот так тщательно продуманный костюм на деле совершенно не отвлекает на себя внимание. Он и конкретен, и абстрактен в одно и то же время. Мы будто и не замечаем его в общем впечатлении от монумента. Это просто часть общего образа царя-героя, царя-преобразователя, имя которого принадлежит мировой истории.
Продолжение цикла: Лик Медного Всадника
странно …а зачем Фальконе плащ то свастикой разукрасил-то???
А в каком же месте Вы там увидели свастику?