К сожалению, историческая достоверность всегда связана с наличием письменных источников. Что написано пером…
И сейчас очень трудно судить о том, что происходило в жизни наших предков в начале новой эры. Народ, который соседи называли где венедами, где антами. Племена с особым языком и особой культурой, появившиеся очевидно в бассейне Вислы, к 6 веку нашей эры расселились по всему северу Восточной Европы к большому неудовольствию кельтских, тюркских и балтийских племен.
Одни славяне, спасаясь от буйных соседей, ушли в леса, и назвали их древлянами. Других загнали в болота, дрягву, и получили эти люди прозвище «дреговичи». А самое стойкое и воинственное из восточно-славянских племен назвалось полянами. И не потому, то были они земледельцами. Просто значение слова «поле» было тогда иным.
Для успешной битвы тогдашним воинам требовалось много свободного пространства, чтобы было, где скакать коням, чтобы было где летать стрелам и копьям. Поляне — это воины, герои, победители. И лишь позже, с монголо-татарами, пришло к нам слово «богатырь» — «багатур».
В первых летописях можно найти такое обозначение степных врагов Руси — «дикое поле».
И в «Слове о полку Игореве» есть фраза, которую невозможно объяснить без учета этого значения слова «поле»:
Итак, поляне — это воины, это богатыри. И немудрено, что именно поляне основали на Днепре крупное поселение, обнеся его надежной оградой, то есть построили город. Тот город, который мы до сих пор называем Киевом.
Летописец Нестор, автор «Повести временных лет» приписывает возведение Киева некоей дружной семье: трем братьям, Кию, Щеку и Хориву, и сестре их Лебеди.
Летописец мог при этом основываться исключительно на преданиях. Письменных источников не было. Возможно, письменность и была, но не было обычая фиксировать исторические события. Эта идея пришла на Русь только с христианством.
Итак, на рубеже 11 и 12 веков монах Нестор работает над первой русской летописью. И начинает он ее с 852 года, когда Византией правил монарх.Михаил III, то есть повествует о событиях трехсотлетней давности. Это при отсутствии русских письменных источников. Что-то берет, наверно, из народных легенд и сказаний, что-то, возможно, додумывает сам.
Исследователи давно обратили внимание на то, что имена братьев звучат совершенно не по-славянски. Искали и иранские корни имени Кий, точнее Кый, только так могло звучать это имя на древнерусском. И даже еврейские, точнее хазарские.
Наиболее вероятным представляется связь этого имени с древнеславянскими словами, обозначающими жезл или посох, то есть ритуальную принадлежность. В нашем современном языке осталось это слово, как инструмент для игры в биллиард.
То есть, возможно, Нестор слышал версию образования Киева неким волшебным образом, с помощью магического ритуала.
А что там с его братьями и сестрой! А это скорее всего просто топонимы. Если на одном холме вырос город Кыев, город некоего Кыя, то рядом ведь еще есть горы. Гора Щековица, например. Она так названа, потому что принадлежала Щеку? Или наоборот, народные легенды поселили на этой горе человека и дали ему имя горы? Так очень часто бывает в топонимике. И конечно находим мы рядом гору Хоривицу. Вот это название, Хорив, уж очень определенно имеет иранские корни, как отмечают исследователи.
А что у нас с сестрой Лебедью? Правильнее, Лыбедь, так это слово звучит в летописи. А это маленькая речка, приток Днепра.
Вот ведь какая красивая картина получается: стоят три горы, как три брата, а между ними речка-сестричка вьется.
Продолжение цикла: Иван Красный