Мастера изобразительного искусства
Этот великий предтеча всего того нового в искусстве, что явилось во второй половине 19 века, родился 17 июля 1796 года в Париже. Современник Пушкина. Всего на три года старше.
Семья была богатой. Отец, хоть и не дворянин, но успешный коммерсант, торговец одеждой. Мог позволить своему молодому сыну, выпускнику колледжа Руэна, вдоволь побаловаться малеванием картин. Но с пользой для дела!
Поэтому первыми учителями Камилла Коро были ландшафтные дизайнеры Ахилл Этна Михаллон и Жан-Виктор Бертин. Это была хорошая, востребованная временем школа. Оба дизайнера были учениками очень модного в конце 18 века художника Пьера-Анри де Валансьена.
Он создавал традиционные академические пейзажи, которые совершенно не требовали работы с натуры. Кружевные кроны деревьев, кудрявые облака, красиво изломанные скалы, гладко-зеленые лужайки. Из этого набора можно было создавать бесконечное количество вариаций. И ученики этого художника становились успешными дизайнерами — они точно знали, где что и как расположить на местности, чтобы получалось, как на картине.
Для чего мы вспомнили сейчас этого академиста, имя которого известно лишь специалистам? Чтобы осознать, что именно навсегда перечеркнула живопись Камилла Коро. Но шел он к этому достаточно долго.
Первым этапом была, конечно, Италия. Любой молодой художник еще с 18 века начинал свой путь в искусство с Италии. И Камилл Коро путешествовал по родине европейской культуры с 1825 по 1828 год. Побывал и в Риме, и в Кампанье, и в Неаполе. В 1827 году прислал свои картины в Парижский Салон. Они еще вполне в академических традициях: приятные, красочные, раскрытые для зрителя, как театральная сцена.
По-видимому, и в финансовом отношении поездка была небесполезной. Вот эта картина явно сделана на заказ. Хозяин пожелал увидеть на холсте свое недвижимое имущество. И итальянским солнышком освещено, и площадь чистенькая, и двери, окошки, балкончик — все на месте.
Путешествовал Коро много. Можно сказать, всю творческую молодость провел в путешествиях. И везде писал с натуры.
Для нас сейчас это привычно. Как же можно писать пейзажи без натуры? А Камилл Коро был первопроходцем. Его молодые друзья и последователи, взяв за правило писать на «пленере», избрали своей мастерской деревушку Барбизон в лесу Фонтенбло и остались в искусстве под именем «барбизонцев». Но традиции академической школы с причесанной, приглаженной природой были еще слишком сильны. Порвать с этими традициями смог только Коро, их старший современник.
Италия, Франция вдоль и поперек, Голландия, Бельгия, Швейцария, Англия — почти 20 лет прошло в путешествиях.
К 50-м годам с полотен Коро совершенно исчезает яркость и многоцветие. Он еще отдает иногда дань мифологическим сюжетам — так охотнее примут картину в Салоне. Но это лишь едва различимые фигурки на фоне природы.
Камилл Коро открыл для искусства неистощимое богатство серых оттенков, предвосхитив шедевры художественной фотографии 20 века. Он буквально прорубил окно для импрессионистов Клода Моне, Камилла Писарро, Альфреда Сислея, осмелившись переносить на холст собственное вИдение.
Наконец, полная победа над засильем академизма. Золотая медаль на выставке Exposition Universelle 1855, куда художник представил шесть новых картин. С этого времени он стал иконой нового пейзажного стиля. На его работах учатся молодые живописцы. Его копируют, ему подражают.
Ко всей этой внезапно свалившейся славе, Камилл Коро относился довольно спокойно и благодушно. Он запросто мог поставить свою подпись под работой молодого художника, чтобы тот заработал на продаже. Поэтому установление авторства его картин превратилось для искусствоведов XX века в детективный триллер.
К старости, оставив бесконечные путешествия, Коро продолжал работать в Париже, в своей мастерской, воспроизводя пейзажи по памяти. Осталось несколько таких картин-воспоминаний о былых путешествиях.
Умер он в 1875 году, оставив благодарному человечеству более 3 000 картин и десятки офортов.