Фильм «Марионетки» 1934

Забытые фильмы

В 1934 году газета «Нью-Йорк Таймс» встревожилась: «русский медведь начал улыбаться».

Да, страшновато! В двадцатых годах он рычал и огрызался — это правильно, это по-медвежьи. Потом начал дурака валять под гармошку — это тоже вполне предсказуемо. А вот что сулит миру улыбка медведя?

Все эти тревоги были связаны с выходом на экраны политической комедии Якова Протазанова и Порфирия Подобеда «Марионетки». Фильм талантливый, едкий, злой и очень смешно сыгранный блестящими театральными и киноактерами своего времени.

Фильм на удивление пророческий. 1933 год. Фашизм еще только-только вылупился и встает на ножки, а создатели фильма предупреждают о будущем сражении нашей страны с этим чудовищем.

И даже, возможно, оказался он излишне пророческим, почему и был на долгое время забыт.

Это первый звуковой фильм замечательного режиссера, классика российского киноискусства Якова Протазанова.

Создатели фильма еще в поисках правильного соотношения музыки и действия. Многое, по-видимому, еще открывается в процессе работы. Но задумана и воплощена идея фильма блестяще. Как всегда безошибочен режиссер Протазанов в выборе актеров. Именно блестящему актерскому ансамблю обязан фильм своей едкостью

Начинается фильм с пролога и заканчивается эпилогом. Хозяин театра представляет зрителям своих марионеток и обращает наше внимание, что ими всеми, там, где-то над сценой, управляет, дергая за ниточки, Кукловод. И взгляните, как эффектно нити в руках кукловода превращаются в телеграфные ленты. Вот он, Кукловод, Дерни, то есть ДЕРжащий Нити. Это хозяин концерна военной промышленности, которому нужно реализовывать свою продукцию. А значит, мир этой вымышленной стране Буфферии совершенно не кстати. Роль эту исполняет замечательный актер МХАТа Леонид Леонидов, которого Станиславский называл единственным русским трагическим актером.

Все главные действующие лица представлены марионетками — нотками гаммы. И главная партия здесь разыграна двумя действующими лицами. Принцем До, Анатолием Кторовым и парикмахером Соль, Сергеем Мартинсоном.

Поразительный, тончайший актер МХАТа Анатолий Кторов, которому доступен был на сцене и истинный трагизм, и проникновенный лиризм, и острый гротеск, в этом фильме истинно кинематографичен: забавен, зол и удивительно естественен.

А вот блестящий, острый, буффонный Сергей Мартинсон здесь в своей тарелке. Вместе с Анатолием Кторовым они составляют великолепную дополняющую друг друга пару.

Перед нами два дуралея: один хорошенький балованный пьянчужка принц До и смешной нелепый парикмахер Соль, не способный ни к чему вне своей профессии.

А правит в настоящее время Буфферией король, маленький мальчик, ревущий на троне. И по его реву архиепископ принимает государственные решения на свое усмотрение. Но это правительство уже не устраивает Кукловода. Ему нужно привести к власти фашизм, чтобы развязать войну. А значит, власть надо сменить, благо есть другой претендент на трон, принц Соль.  И ему делают предложение, от которого он не сможет отказаться.

Радостный принц торопится написать первый указ: делает парикмахера Соль своим камердинером. И с этим государственным решение отправляется в столицу на самолете.  Но во время полета ему становится плохо, и он не находит другого выхода, как выброситься в окно прямо в какой-то водоем.  Фантастично? Но почему бы и нет. Пьяному море по колено!

Вывалившись из самолета на самой границе Буфферии он попадает в руки пограничников. А те ведут его к коменданту, которого играет молодой Михаил Жаров.

А тем временем парикмахер Соль продолжает свой полет на самолете. И его в столице встречает радостная толпа. Его принимают за короля и не смотря на его комичное сопротивление обряжают соответственно чину.

А у принца До при обыске находят в кармане его указ о производстве Соля в камердинеры. Пограничники вытягиваются в струнку. Камердинер короля — это большая величина. И вот в качестве камердинера его и препровождают во дворец, где в это время уже капризничает вошедший во вкус Соль.

От нового короля ждут указов и распоряжений, а Соль не может сказать ничего, что выходит за пределы его парикмахерских представлений. Но и этого вполне достаточно, чтобы страна начала готовиться к войне с Советским Союзом. И тут-то мы начинаем потихоньку узнавать в смешной мордочке парикмахера гитлеровскую челку и усики.

А дальше смешная телефонная путаница, и вот уже весь дворец в панике: революция началась.

Не обошлось и без любовного треугольника. Любовница принца певичка Ми прибыла вслед за ним во дворец и совершенно запуталась, кто их них король.

А на фоне всей этой истории заряжаются снарядами пушки, и достаточно совершенного пустяка,чтобы они выстрелили в сторону Советского Союза. Но… на этом месте хозяин кукол прерывает представление, напоминая нам, что все это только игра, шутка, за которой могут быть очень серьезные последствия.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.