1925 год. Одной из первых пришла на только что созданную кинофабрику ФЭКС пятнадцатилетняя девочка Яня. Самая юная среди достаточно молодого контингента группы. И как оказалось, самая опытная актриса.
Трудно сказать, чему могли научить начинающие кинорежиссеры Козинцев и Трауберг цирковую наездницу, акробатку, воздушную гимнастку и эстрадную актрису с собственным уникальным музыкальным номером, где она с сестрой играла на всевозможных инструментах.
Ее трудовая карьера началась… в три года. Вместе с родителями , братьями и сестрой она выходила на арену, стуча в большой барабан, в акробатическом номере «5 — Жеймо — 5». А дальше пошли все новые и новые цирковые профессии: наездница, акробатка, жонглер, музыкальный эксцентрик.
Вот она на фотографии слева — кроха с барабаном.
Когда умер отец, руководитель их номера, Янине было 14 лет. С цирком семье пришлось распрощаться и искать другие способы заработка.
Вместе со старшей сестрой Янина Жеймо два года выступала в эстрадных номерах с огромным успехом. И внешность у нее была поистине уникальная. Актрис травести не так уж много в мировой культуре — по пальцам перечесть. И среди них Янина Жеймо уникум. Очень маленькая, с крохотными детскими ножками 31 размера, и при этом совершенно гармонично сложенная.
Да и не во внешности дело. А дело в том, что умудрялась Янина Жеймо играть все и всех. Мыслимо ли сыграть в фильме «Подруги» сначала семилетнюю девочку, потерявшую мать. А потом эту же девочку лет 15 спустя, безнадежно влюбленную в жениха своей подруги. И та, и другая были совершенно подлинными, совершенно несомненными.
С самого прихода Янины Жеймо в ФЭКС без нее уже не обходился ни один фильм. Она была обязательным звеном в каждой новой картине. Под нее придумывались в сценарии не предусмотренные ранее герои. Она играла мальчишек, девчонок, милых и забавных девушек, развязных беспризорниц.
Приход звукового кино ее ничуть не смутил. Ее чистый светлый голос совершенно вписался в создаваемые образы.
Дальнейшая судьба актрисы оказалась связана с киностудией Ленфильм. Здесь сыграла она совершенно уникальные роли в ныне забытых фильмах. Смешную, суетливую и добрую Корзинкину в «Приключениях Корзинкиной». И почти одновременно слепую девушку в «Докторе Калюжном». Сцена прозрения сыграна ею просто фантастически. От этих отчаянно распахнутых глаз мороз по коже!
И одновременно с этим маленькую пионерку Леночку в двух забавных детских фильмах «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград». И опять несомненный, безукоризненный ребенок, сыгранный почти тридцатилетней женщиной.
Война очень многое перевернула в ее судьбе. Всю блокаду провела она в Ленинграде. А муж ее режиссер Иосиф Хейфиц был эвакуирован вместе с киностудией. Там в эвакуации он вступил в новый брак, считая свою жену Янину погибшей от голода.
Это сразило актрису.
Последним крупным послевоенным фильмом, по которому мы ее и навсегда запомнили, стала «Золушка». Фильм уникальный. Пересмотрите еще раз. 37-летняя актриса, причем, далекая от признанных стандартов красоты, магическим образом заставляет нас поверить в ее непобедимую красоту и юность. Красоту, которую не портят лохмотья, грубые башмаки и сажа на щеках. И юность, хотя нет-нет да и проглянут на экране предательские морщинки. А юность в ослепительных, распахнутых глазах. И за этой отчаянной доверчивостью взгляда прячется надлом, женская боль и мудрость.
И ведь обратите внимание, сколько ставилась Золушка на киноэкранах в разных странах мира. Везде ситуация похожая — Золушка прекрасна, сестры практически уродливы. Только в нашей отечественной Золушке, поставленной Надеждой Кошеверовой, все не так просто! Ослепительно красивы, по самым зарубежным стандартам, блестящая Елена Юнгер и нежненькая Татьяна Сезеневская, сыгравшие сестер. Но эти распахнутые глаза и доверчивая улыбка Золушки затмевает стандартную красоту.
Этот фильм по существу завершил кинокарьеру Янины Жеймо. Несколько лет играла она на сцене Театра-студии Киноактера. И много работала на студии звукозаписи, озвучивала мультфильмы, зарубежные шедевры. Для того, чтобы дотянуться до микрофона в студии, ей приходилось вставать на скамеечку, которую коллеги ласково назвали «жеймовочкой».
В 1957 году она вышла замуж за польского кинорежиссера Леонида Жано и уехала в Польшу. Там и жила она долгие годы. Только в 80-х годах удалось ей вернуться в Россию и жить в двух родных государствах сразу. Здесь же, в Москве, она и похоронена в 1987 году.
Продолжение цикла: «Чертово колесо» 1926 г. Ия Саввина
Прекрасно помню этот фильм из детства. Совершенно очаровательный. И у Жеймо такая мягкая, теплая энергия…
На этом фильме все наше поколение выросло. И воспринимаем его как детское кино — из нашего детства. А между тем фильм уникальный по своим художественным особенностям. Подобных Золушек в мировом кинематографе нет. И подобных Принцев, если припомнить. В этом фильме все вопреки стандартам.