Гром-камень идет по земле

 

История Медного Всадника

В сентябре 1768 года в лесах близ деревушки Лахты под Петербургом, которая сейчас находится в городской черте и даже украсилась кукурузиной Лахта-Центра, был найден огромный гранитный валун, который как раз подходил Фальконе и по форме и по размеру для постамента будущего Медного Всадника.

Местное население называло этот гигантский валун Гром-камнем, потому что когда-то в него попала молния и отколола большой кусок. В трещину со временем набилась земля и в ней даже выросло дерево.

Довольная хорошим известием императрица Екатерина тут же издала указ Морскому ведомству оказывать руководителю работ И.И.Бецкому всевозможную помощь в доставке этого камня в Петербург.

Но указы создавать несложно. Вся работа была еще впереди.

Для того, чтобы Морское ведомство смогло принят на борт эту махину, ее следовало вытащить из-под земли и доставить к берегу Финского залива.

Выкопать? А насколько глубоко сидит камень в земле? И камень ли это? Может быть, это выступающая часть огромного гранитного пласта, которые залегают во всех окрестностях Петербурга?

Пришлось сначала сделать пробные подкопы и выяснить, что это все-таки отдельный камень 13 метров в длину, 8 метров в высоту и 6 в ширину.

Тут-то и призадумались. Была у Фальконе мысль разбить этот камень и перевезти в Петербург по частям, а потом соединить. Но императрице эта мысль не понравилась: в цельном монолите она видела более статусности и величия. Так что позже даже запретила обработку камня на месте, до его приезда в Петербург и поручила И.И.Бецкому проследить за выполнением этого указа. Да и разбить камень на крупные части было достаточно сложно, это отняло бы лишнее время.

 

А особая команда для освобождения камня от земли начала работу уже 14 сентября. Лес вокруг камня был срублен и выкорчеван. На этом месте были на скорую руку возведены бараки для работников.

Гравюры сделаны по рисункам самого Фальконе, который, по-видимому, фиксировал в карандаше все этапы работы.

Вокруг камня выкопали котлован. Откололи ту часть камня, которую пробила молния. Этот осколки привезли отдельно и потом соединили с камнем с двух сторон, чтобы придать задуманную Фальконе форму. К февралю 1769 г. эти работы были закончены. Теперь предстояло перетащить его на расстояние около километра до побережья Финского залива.

Обычно для передвижения таких предметов использовались железные катки, которые тянули с помощью валов и лебедок. Но размеры и тяжесть этого валуна были таковы, что преодолеть силу трения не удалось: ломались валы, рвались канаты.

Наконец, граф Ласкари, который как руководитель поисковых работ, так и остался в Лахте, нашел замечательный выход. Точнее, приписал себе его находку в своих воспоминаниях. Опровергнуть его авторство уже трудно, но легенда говорит о том, что он купил эту идею за 20 рублей у какого-то кузнеца.

 

Идея заключалось в следующем. Нужно было изготовить желоба, обитые медью, в которые поместить бронзовые шары. Желоба эти поставить параллельно, а сверху покрыть настилом из бревен и сеном сверху для амортизации. А потом повалить камень на этот настил. Тогда с помощью канатов и ворота, по этим желобам с бронзовыми шарами камень можно будет понемногу продвигать. При этом подкладывать по мере продвижения все новые желоба с шарами. Освободившиеся позади желоба переносить постоянно вперед.

Но рухнувший на желоба валун должен был неминуемо вдавить всю конструкцию, а значит, мягкую землю необходимо было укрепить с помощью вбитых свай.

Чтобы уложить камень на желоба было подготовлено 12 рычагов, каждый из которых был сделан из трех бревен. Удерживали камень 4 ворота с канатами толщиной почти в 40 см.

И вот 12 марта 1769 года камень благополучно лег на желоба. Можно было бы начать движение, но началась весна. Дороги в этих болотистых лесах развезло, и движение было невозможно. Пришлось ждать новой зимы.

А тем времени вырубили и раскорчевали просеку, укрепили почву, прокопав каналы для отвода лишней воды. Кое-где в болота тоже пришлось забить сваи. А Фальконе в это время приступил к первичной обработке камня, пока указ Екатерины не запретил ему это.

Как только в ноябре почва достаточно промерзла, камень, наконец, опустили на подготовленную конструкцию из двух параллельных желобов с 30 бронзовыми шарами диаметром 15-20 см каждый. Специальные работники должны были следить за тем, чтобы шары находились в желобе на достаточном расстоянии друг от друга. 32 человека при помощи воротов потянули настил с камнем по бронзовым шарам.

К сожалению, лесную дорогу выровнять в достаточной мере было невозможно. Двигались с горки на горку. Когда приходилось поднимать камень на возвышенность, ставили дополнительные вороты.

Весь этот путь протяженностью около 8 километров продолжался четыре зимние месяца, пока земля была твердой. Но зимний день короток, а в темноте работать было невозможно.

Наконец, к 27 марта 1770 г. Гром-камень был доставлен к берегу. Эта грандиозная работа была проделана огромным количеством людей – 1220 человек, практически население тогдашнего небольшого города.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.