Эпоха начала ХХ века, «серебряный век» русской культуры нарисована в «Поэме без героя» Анны Ахматовой бережно и печально. Это картина, наполненная неназванными персонажами. Для современников они были понятны с полунамека. А мы воспринимаем картину в целом, не вглядываясь в детали. Это тоже правильно.
От картины можно отойти на несколько шагов, чтобы увидеть ее целиком — и это будет один образ. А можно подойти вплотную и рассмотреть каждую деталь — и это будет другое восприятие.
Предваряют «Поэму без героя» два поэтических посвящения. Второе — некоей Путанице Психее.
Это была удивительная женщина. Она будто вобрала в себя всю творческую мощь, красоту и надлом российского серебряного века.
Актриса Ольга Глебова-Судейкина была идолом эпохи. Утонченная и разноплановая актриса. Слава пришла к ней в труппе петербургского Малого Театра. Настоящим триумфом стали роли в пьесах Ю.Беляева «Путаница, или 1840 год» и «Псиша», посвященная судьбе великой русской актрисы П.Ковалевой-Жемчуговой. Потому и назвала ее Ахматова в своем посвящении Путаницей-Психеей.
А кроме этого Глебова-Судейкина была и талантливой танцовщицей. Ее удивительные, необычные по пластике танцы поражали Петербург.
Ей посвящали стихи лучшие поэты Серебряного века. Ее рисовали известные художники Сергей Судейкин и Юрий Анненков.
Ее редкая красота, талант и обаяние сводили молодежь с ума.Известна печальная история с двадцатилетним поэтом Всеволодом Князевым, который покончил самоубийством из неразделенной любви к ней.
Способность творить в Ольге Глебовой-Судейкиной была безгранична. Она бралась за все и во всем находила творческое пространство. Она стала первой в истории России профессиональной манекенщицей, став эталоном для всего российского мира моды. Она писала картины.
Она была талантивым дизайнером, укращая свое жилище с редкой изобретательностью и вкусом.
Она делала удивительных кукол из фарфора, из цветных лоскутков.
С великой любовью и нежностью творила она необыкновенно солнечный мир. Которому не нашлось места в Советской России.
В 1924 году она эмигрировала в Париж. И там раскрылся еще один ее талант поэта-переводчика. Ее стихотворные переводы Верлена и Бодлера считаются очень удачными.
В Париже она и провела остаток жизни, изредка выступая в концертах с декламацией, создавая удивительных кукол и переводя для русского читателя французские шедевры. Умерла в 1945 году, пережив Вторую мировую войну, от чахотки.
Продолжение цикла: Лекция, прочитанная Блоком