Европа во времена крестовых походов открыла для себя восточную поэзию и принесла в литературу ритм, рожденный созвучиями, то есть рифму.
Сегодня мы поговорим об еще одной красивой восточной форме стиха. И опять-таки в связи с новой волной интереса Европы к восточной культуре – гораздо более поздней волне – начала 19 века.00
И волна эта связана с новой культурной эпохой – романтизмом.
Европейский романтизм – это интересное культурное явление. Интересно бы проследить закономерность в смене культурных формаций. В советское время было принято выводить эту закономерность из неких экономических и политических отношений, искать в этом всем некую твердую основу, которую легко описать числами: такой-то прирост населения, такой-то объем продукции, такое-то соотношение между классами. И неизбежно такая закономерность повисала в воздухе на каждом шагу, потому что факты говорили о другом.
И в чем-то другом надо искать закономерность в смене классицизма просвещением, просвещения – сентиментализмом, сентиментализма – романтизмом.
Любое культурное явление рождается не оттого, что кто-то его придумал. Дай, мол, придумаю – пусть будет сентиментализм! Культурные эпохи меняются только тогда, когда у человечества в целом появляется потребность в этой перемене.
Романтизм как потребность возник в Европе, пережившей целую полосу революций, страшных, кровавых особенно во Франции. Все сдвинулось, все смешалось так, что в этом перевернутом мире стало тягостно существовать. Тягостно – значит, надо искать другие миры.
Романтизм – это и есть уход в другие миры. Из настоящего – в прошлое. Из цивилизованного общества – в народный фольклор. Из реальности – в мистику. Из христианства – в дьявольщину. Из Европы – на Восток. Кого куда занесет! Главное – этот демонстративный уход в другой культурный слой.
Вот так Европа начала 19 века буквально заболела персидской культурой: Восточные мотивы в женских и мужских костюмах, персидские ковры, персидские шали, странные мелодии, сказки 1000 одной ночи, жгучие красавцы и страстные красавицы. И во всем орнаментальность.
В мусульманских государствах изображение человека и животных было под запретом. Поэтому здесь расцвел орнамент как единственное, что было доступно изобразительному искусству.
И в поэзия средневековой Персии была орнаментальной: основанной на затейливых повторах.
Вот такой своеобразный поэтический жанр «газель».
В самой строго классической форме газели рифмуются два первых полустишия. Дальше эта рифма сохраняется во всех четных строках. А нечетные строки остаются холостыми. « aa , ba , ca , da » и т. д.
Есть и другая форма, где не только рифма в четных строках, но и повторение конечного слова первой строки.
Новая волна интереса к восточной поэзии в русской литературе поднялась в эпоху Серебряного века. Это был новый протест против устоявшихся форм и устаревших открытий, поиски новых идей, новых основ и новых образов. И особенно в областях, максимально чуждых отечественной православной культуре.
Были заново открыты средневековые формы стиха, народная лубочная поэзия, античные гимны. И, конечно, восточная узорная вязь.
Вот как откликнулась стихотворная форма газели в творчестве звезд Серебряного века.
Удивительно! Новая информация. Благодарю.
Добрый день! С интересом озннакомилась с красивой в восточной форме стиха. Благодарю!