Шедевр исторической литературы ХХ века повесть Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» была написана в 1927 году. Мастерски точная, изысканно лаконичная проза Тынянова, напоминающая пушкинский прозаический стиль, до сих пор считается непревзойденным эталоном исторической литературы.
А в 1934 году на экраны лишь недавно научившегося говорить кино вышел фильм «Поручик Киже», созданный по мотивам этой повести. В подготовке сценария принимал участие сам Юрий Тынянов, с большим вниманием и сочувствием относившийся к молодому советскому киноискусству.
Это была первая работа в кино известного российского советского кинорежиссера Александра Файнциммера.
В числе его работ было немало исторических фильмов и экранизаций классики. Из них самая удачная и запомнившаяся зрителю — «Овод», были и фильмы советской военной тематики, тоже очень популярные в свое время. Была не очень удачная комедия «Девушка с гитарой» с участием молодой Людмилы Гурченко. А в 70-х годах этот режиссер снял несколько остросюжетных и детективных фильмов, самый известный из которых «Трактир на Пятницкой».
Итак, «Поручик Киже» был первой работой кинорежиссера. Но в то время очень многое в советском кино было первым.
Задуман фильм был широко и интересно. Сам блестящий материал Юрия Тынянова подсказывал нестандартные решения. Яркую, интересную музыку создал для этого фильма Сергей Прокофьев. Сюита из музыки к этому фильму до сих пор исполняется на симфонических концертах и хорошо известна за рубежом.
Были приглашены и театральные характерные актеры, хорошо знакомые зрителю: Михаил Яншин, Борис Горин-Горяинов, Эраст Гарин. И любимые зрителем звезды российского немого кино: очаровательные Софья Маргарилл и Нина Шатерникова, Андрей Костричкин, Леонид Кмит, которого буквально через несколько месяцев вся советская Россия приняла на ура и запомнила как Петьку в легендарном фильме «Чапаев».
Очень многое в сценарии фильма пришлось перестроить в угоду непритязательным советским вкусам: чем абсурднее и глупее выглядит царь и его окружение, тем приятнее и полезнее смотреть! И при этом совершенно была выброшена половина повести, посвященная антиподу поручика Киже, поручику Синюхаеву, по ошибке объявленному мертвым. Трудно сказать, в какой мере при этом советовались с Юрием Тыняновым. По-видимому, многие острые детали фильма появились без его согласия. Но фильм получился таким интересным, что не исчез, не забылся. Демонстрировали его по телевидению до самого конца советской эпохи.
Начинается фильм с блестящего эпического вступления под музыку Сергея Прокофьева. Музыка здесь, пожалуй, главное действующее лицо! Она дирижирует всем действием этого эпизода-заставки.
Очень трогательны здесь первые «спецэффекты» — дублирование изображений с помощью зеркал!
Император спит. А перед нами завязка всей этой странной истории, переосмысленная в фильме достаточно фривольно. Адъютант императора, в повести Тынянова проходная фигура, здесь в фильме становится главным героем. Весь этот абсурдный сюжет выстраивается благодаря неуклюжести и глупости адъютанта Каблукова, которого блестяще сыграл Эраст Гарин, — этакий фантастический, на грани дебильности, дуралей.
Итак, глупый адъютант Каблуков, пользуясь мертвой тишиной в Михайловском замке — император спит! — вызывает на романтическое свидание под лестницей фрейлину императора. Трудно сказать, кого имели в виду создатели сценария. В титрах она значится Нелидовой, и на глазах у изумленной публики душа в душу проживают в замке обе фаворитки: и Нелидова, и Гагарина. И по-видимому, в фильме Нелидова прислуживает княгине Гагариной! Ну, не будем придираться к этим историческим ошибкам. Для советского зрителя было важно увидеть глупость и развратность обеих фавориток, а кто из них был первой, кто второй — какая разница!
Но как же хороша своей чисто голливудской внешностью Софья Маргарилл и как при этом комична!
Ну вот, действие и завязалось! Кто посмел разбудить императора криком «караул»? Начинается следствие, которое ведет довольно вяло и вальяжно ко всему привыкший умный и хитрый граф Пален, которого играет отличный российский актер Борис Горин-Горяинов.
А в это время полусонный и едва грамотный переписчик делает копию с указа о назначении в караул. И … вот он миг рождения поручика Киже!
Дальше разворачивается забавная сюжетная линия на противопоставлении глупости адъютанта и умной проницательности графа Палена, почему-то покровительствующего дуралею. По сценарию фильма именно графу Палену, которого вообще-то в повести Тынянова нет, приходит мысль о том, что вину за этот ужасный крик «караул» можно списать на несуществующего поручика Киже.
И все получается. Киже тут же обвинен в вольнодумстве и приговорен к наказанию плетьми и ссылке в Сибирь. Пешком!
Палачи в недоумении переглядываются, а ловкий Пален как ни в чем не бывало объявляет, что личность наказуемого секретная и потому фигуры не имеет. Мистика! Но приказ есть приказ!
Итак, невидимый поручик Киже в сопровождении двух солдат и барабанщика шествует в Сибирь.
А тем временем фрейлина в великом страхе и смущении попросила о заступничестве княгиню Гагарину. И та обещала помочь, когда гнев императора остынет. И ведь помогла. Рассказала ему фривольную историю о том, как фрейлина ущипнула поручика за мягкое место! Императору это так понравилось, что он тут же сменил гнев на милость и велел не только вернуть наказанного из Сибири, но и произвести в полковники. Заслужил!
А между тем, императору страшно! Приходят к нему злые письма с угрозами «курносому батьке». Императору страшно в собственном замке — надо усилить караул. И ведь никому доверять нельзя! И вдруг совершенно непредсказуемо, как бывает у безумцев, слово «караул» вызвало воспоминание о поручике Киже! Вот он, самый верный и преданный. А значит, его женить на фрейлине и произвести в генералы!
Фрейлине очень даже неуютно стоять у алтаря рядом с несуществующим женихом. Но свадебный обряд совершен, супружеская пара буквально завалена подарками. Чего же еще желать!
Еще один забавный сюжетный ход, придуманный в сценарии, чтобы уж совсем ситуацию довести до абсурда.
В спальню к «супругам» вносят большой сундук … с государственной казной! непонятно почему!
И адъютант, зашедший к своей возлюбленной, — не такой уж он, выходит, и дурак, — набивает деньгами все, что можно набить.
А император, довольный своей щедростью, ждет генерала Киже к себе с докладом. Что делать? Граф Пален не теряется и здесь! Заболел генерал Киже. И только в госпитале успевают врачи взглянуть на пустую койку с недоумением, как больного объявляют умершим!
Император в великой скорби: «Лучшие люди у меня умирают!
Ну, поскольку главным героем в этом фильме становится глупенький адъютант, то ему и предназначен хэппи-энд.
И опять сцена, сочиненная исключительно для сценария. Император потребовал вернуть сундук с казной. А денег-то и нет! Проел генерал Киже! и как только успел!
Не успела похоронная процессия дойти до кладбища, как новый приказ: разжаловать генерала Киже до рядового. А вот адъютанта наградить всем, чем только возможно. И уже неважно, за что именно его награждают. Фильм-то уж и закончился! И конечно, закончился поцелуем бесталанной влюбленной пары адъютанта и фрейлины!
Продолжение цикла: Фильм «Шинель» 1926 года