В 1934 году газета «Нью-Йорк Таймс» встревожилась: «русский медведь начал улыбаться».
Да, страшновато! В двадцатых годах он рычал и огрызался — это правильно, это по-медвежьи. Потом начал дурака валять под гармошку — это тоже вполне предсказуемо. А вот что сулит миру улыбка медведя?
Все эти тревоги были связаны с выходом на экраны политической комедии Якова Протазанова и Порфирия Подобеда «Марионетки». Фильм талантливый, едкий, злой и очень смешно сыгранный блестящими театральными и киноактерами своего времени.
Фильм на удивление пророческий. 1933 год. Фашизм еще только-только вылупился и встает на ножки, а создатели фильма предупреждают о будущем сражении нашей страны с этим чудовищем.
И даже, возможно, оказался он излишне пророческим, почему и был на долгое время забыт.
Это первый звуковой фильм замечательного режиссера, классика российского киноискусства Якова Протазанова.
Создатели фильма еще в поисках правильного соотношения музыки и действия. Многое, по-видимому, еще открывается в процессе работы. Но задумана и воплощена идея фильма блестяще. Как всегда безошибочен режиссер Протазанов в выборе актеров. Именно блестящему актерскому ансамблю обязан фильм своей едкостью
Начинается фильм с пролога и заканчивается эпилогом. Хозяин театра представляет зрителям своих марионеток и обращает наше внимание, что ими всеми, там, где-то над сценой, управляет, дергая за ниточки, Кукловод. И взгляните, как эффектно нити в руках кукловода превращаются в телеграфные ленты. Вот он, Кукловод, Дерни, то есть ДЕРжащий Нити. Это хозяин концерна военной промышленности, которому нужно реализовывать свою продукцию. А значит, мир этой вымышленной стране Буфферии совершенно не кстати. Роль эту исполняет замечательный актер МХАТа Леонид Леонидов, которого Станиславский называл единственным русским трагическим актером.
Все главные действующие лица представлены марионетками — нотками гаммы. И главная партия здесь разыграна двумя действующими лицами. Принцем До, Анатолием Кторовым и парикмахером Соль, Сергеем Мартинсоном.
Поразительный, тончайший актер МХАТа Анатолий Кторов, которому доступен был на сцене и истинный трагизм, и проникновенный лиризм, и острый гротеск, в этом фильме истинно кинематографичен: забавен, зол и удивительно естественен.
А вот блестящий, острый, буффонный Сергей Мартинсон здесь в своей тарелке. Вместе с Анатолием Кторовым они составляют великолепную дополняющую друг друга пару.
Перед нами два дуралея: один хорошенький балованный пьянчужка принц До и смешной нелепый парикмахер Соль, не способный ни к чему вне своей профессии.
А правит в настоящее время Буфферией король, маленький мальчик, ревущий на троне. И по его реву архиепископ принимает государственные решения на свое усмотрение. Но это правительство уже не устраивает Кукловода. Ему нужно привести к власти фашизм, чтобы развязать войну. А значит, власть надо сменить, благо есть другой претендент на трон, принц Соль. И ему делают предложение, от которого он не сможет отказаться.
Радостный принц торопится написать первый указ: делает парикмахера Соль своим камердинером. И с этим государственным решение отправляется в столицу на самолете. Но во время полета ему становится плохо, и он не находит другого выхода, как выброситься в окно прямо в какой-то водоем. Фантастично? Но почему бы и нет. Пьяному море по колено!
Вывалившись из самолета на самой границе Буфферии он попадает в руки пограничников. А те ведут его к коменданту, которого играет молодой Михаил Жаров.
А тем временем парикмахер Соль продолжает свой полет на самолете. И его в столице встречает радостная толпа. Его принимают за короля и не смотря на его комичное сопротивление обряжают соответственно чину.
А у принца До при обыске находят в кармане его указ о производстве Соля в камердинеры. Пограничники вытягиваются в струнку. Камердинер короля — это большая величина. И вот в качестве камердинера его и препровождают во дворец, где в это время уже капризничает вошедший во вкус Соль.
От нового короля ждут указов и распоряжений, а Соль не может сказать ничего, что выходит за пределы его парикмахерских представлений. Но и этого вполне достаточно, чтобы страна начала готовиться к войне с Советским Союзом. И тут-то мы начинаем потихоньку узнавать в смешной мордочке парикмахера гитлеровскую челку и усики.
А дальше смешная телефонная путаница, и вот уже весь дворец в панике: революция началась.
Не обошлось и без любовного треугольника. Любовница принца певичка Ми прибыла вслед за ним во дворец и совершенно запуталась, кто их них король.
А на фоне всей этой истории заряжаются снарядами пушки, и достаточно совершенного пустяка,чтобы они выстрелили в сторону Советского Союза. Но… на этом месте хозяин кукол прерывает представление, напоминая нам, что все это только игра, шутка, за которой могут быть очень серьезные последствия.
Продолжение цикла: Утраченный фильм «Братишка»