Еще одна нереализованная судьба замечательного киноактера.
Законы шоу-бизнеса, видно, всегда были одинаковы. Даже когда в СССР не было такого термина и единственным бизнесменом было государство.
Человеческая судьба оказалась Федора Никитина богата и счастлива — всю жизнь он посвятил любимому делу и ни разу не предал свое человеческое Я. А в том, что не стал он кинозвездой, портреты которого красовались на витринах газетных киосков, не его вина, а наша общая беда.
Родился он 3 мая 1900 года — ровесник ХХ века — в маленьком городке под Черниговом. Почему там? Потому там проходила в то время служба его отца — генерала российской царской армии.
Казалось, судьба его предрешена и устроена несколькими поколениями русских генералов. Он был отдан на обучение в самое престижное учебное заведение — Пажеский корпус, а значит, быть ему при дворе!
И останься он там — жизнь была бы разрушена тремя возможными исходами. Или бесславная гибель на фронтах гражданской войны на стороне белых, или застенки ЧК, или эмиграция.
Но он совершает странный с точки зрения своего дворянского рода поступок: в 15 лет он уходит из Пажеского корпуса, чтобы стать актером.
В 1916 году совсем юный актер Федор Никитин выходит на провинциальные сцены Одессы и Херсона, пробует себя в кино в эпизодической роли. И наконец становится студентом 2 студии МХАТа.
Он становится прекрасным театральным актером, великим тружеником сцены в Москве, Ленинграде, Ярославле. Позже прекрасным преподавателем актерского мастерства в Государственном институте Кино.
И в 1926 году приходит на только что открытую Ленинградскую кинофабрику к молодому руководителю Фридриху Эрмлеру. Их краткая беседа стала хрестоматийной во всех печатных и интернет-источниках. Федор Никитин предложил сыграть великого злодея Яго, а ему предложили роль… босяка! И он самоотверженно взялся за эту роль!
В этом есть что-то удивительно достойное, такая генетическая дворянская доблесть — всегда исполнять свой долг, служить везде с полной отдачей, как положено воину армии искусства. Поэтому и была его актерская судьба наполнена огромным количеством ролей, в которых его никто не запомнил!
А фильм «Катька бумажный ранет» сразу сделал Федора Никитина знаменитым и востребованным актером. Сам фильм был довольно обычным для нарождающегося советского кино, с нехитрой поучительной фабулой о перевоспитании нищего безработного Вадьки Завражина по кличке «Тилигент». Но сыграна была эта роль так, что весь фильм целиком заинтересовал кинокритиков во всем мире. А Федор Никитин в этой роли был назван русским Чарли Чаплином.
Возможности кино открыли Федора Никитина как удивительного артиста немого кино — из той великой плеяды, кому не нужен был голос и текст для создания уникального образа. Во всех своих ролях Федор Никитин поразителен.
Он тяжел и звероподобен с остановившимся взглядом зомби в «Обломке империи», он трагически тонок и раним, этакий человек без кожи, в роли музыканта в фильме «Дом в сугробах». Он великовозрастное наивное дитя со светлым взором в роли глухонемого Кирика в фильме «Парижский сапожник». И в роли босяка Вадьки Завражина в фильме «Катька бумажный ранет» он удивительно трогателен, нелеп в каждом своем жесте и мимическом движении. И этот беспомощный, кроткий взгляд, каждую минуту ожидающий удара и бесконечно благодарный за каждое доброе слово.
Глядя на странную фигуру, скрученную, изломанную, не верится, что этот актер в советское время использовался большей частью для воплощения бесконечных генералов, дворян, князей с монументальной осанкой!
Да, в эпоху звукового кино Федор Никитин стал красивым антуражем. В большинстве фильмов у него даже нет имени — эффектная декорация.
Но так понимал этот артист свой долг.
А в первые дни Великой отечественной войны он ушел добровольцем на фронт. Поначалу воевал в пулеметной роте, затем был направлен на агитационную работу, стал актером и режиссером передвижных фронтовых агитбригад.
И еще один великое дело было ему поручено — он организовал театр в блокадном Ленинграде, ныне это театр Комиссаржевской.
Всего две главные роли сыграны им в звуковом кино. Но как сыграны!
Это роль старого актера Светловидова в маленьком фильме по драматической миниатюре Чехова «Лебединая песня».
И совершенно блестящая его работа в фильме «И жизнь, и слезы, и любовь…», которая стала событием в киноискусстве 80 годов.
Этот великий актер-труженик прожил 88 лет и работал почти до последних своих дней над ролями, совершенно недостойными его мастерства!
Продолжение цикла: Люсьена Овчинникова
В 15 лет высшее я человека осознанно сделало выбор. Генералы судьбы мира не вершили. Творило добро и мир спасало оно. Суд Высший вершится на земле и в небесах, и миссию свою приняв, уже отбросили мы страх. Не ради денег и наживы, а чтоб остались люди живы и многомерности приняв и деньги превративши в прах, определились, что им нужно иль слава иль любовь и дружба.
Спасибо, Оля за такой интересный рассказ о интересных людях. Как мало знаем мы своих героев. Какие таланты!