Федор Никитин

img

Звезды советского кино

Еще одна нереализованная судьба замечательного киноактера.

Законы шоу-бизнеса, видно, всегда были одинаковы. Даже когда в СССР не было такого термина и единственным бизнесменом было государство.

Человеческая судьба оказалась Федора Никитина богата и счастлива — всю жизнь он посвятил любимому делу и ни разу не предал свое человеческое Я. А в том, что не стал он кинозвездой, портреты которого красовались на витринах газетных киосков, не его вина, а наша общая беда.

Родился он 3 мая 1900 года — ровесник ХХ века — в маленьком городке под Черниговом. Почему там? Потому там проходила в то время служба его отца — генерала российской царской армии.

Казалось, судьба его предрешена и устроена несколькими поколениями русских генералов. Он был отдан на обучение в самое престижное учебное заведение — Пажеский корпус, а значит, быть ему при дворе!

И останься он там — жизнь была бы разрушена тремя возможными исходами. Или бесславная гибель на фронтах гражданской войны на стороне белых, или застенки ЧК, или эмиграция.

Но он совершает странный с точки зрения своего дворянского рода поступок: в 15 лет он уходит из Пажеского корпуса, чтобы стать актером.

В 1916 году совсем юный актер Федор Никитин выходит на провинциальные сцены Одессы и Херсона, пробует себя в кино в эпизодической роли. И наконец становится студентом 2 студии МХАТа.

Он становится прекрасным театральным актером, великим тружеником сцены в Москве, Ленинграде, Ярославле. Позже прекрасным преподавателем актерского мастерства в Государственном институте Кино.

И в 1926 году приходит на только что открытую Ленинградскую кинофабрику к молодому руководителю Фридриху Эрмлеру. Их краткая беседа стала хрестоматийной во всех печатных и интернет-источниках. Федор Никитин предложил сыграть великого злодея Яго, а ему предложили роль… босяка! И он самоотверженно взялся за эту роль!

В этом есть что-то удивительно достойное, такая генетическая дворянская доблесть — всегда исполнять свой долг, служить везде с полной отдачей, как положено воину армии искусства. Поэтому и была его актерская судьба наполнена огромным количеством ролей, в которых его никто не запомнил!

А фильм «Катька бумажный ранет» сразу сделал Федора Никитина знаменитым и востребованным актером. Сам фильм был довольно обычным для нарождающегося советского кино, с нехитрой поучительной фабулой о перевоспитании нищего безработного Вадьки Завражина по кличке «Тилигент». Но сыграна была эта роль так, что весь фильм целиком заинтересовал кинокритиков во всем мире. А Федор Никитин в этой роли был назван русским Чарли Чаплином.

Возможности кино открыли Федора Никитина как удивительного артиста немого кино — из той великой плеяды, кому не нужен был голос и текст для создания уникального образа. Во всех своих ролях Федор Никитин поразителен.

Он тяжел и звероподобен с остановившимся взглядом зомби в «Обломке империи», он трагически тонок и раним, этакий человек без кожи, в роли музыканта в фильме «Дом в сугробах». Он великовозрастное наивное дитя со светлым взором в роли глухонемого Кирика в фильме «Парижский сапожник». И в роли босяка Вадьки Завражина в фильме «Катька бумажный ранет» он удивительно трогателен, нелеп в каждом своем жесте и мимическом движении. И этот беспомощный, кроткий взгляд, каждую минуту ожидающий удара и бесконечно благодарный за каждое доброе слово.

Глядя на странную фигуру, скрученную, изломанную, не верится, что этот актер в советское время использовался большей частью для воплощения бесконечных генералов, дворян, князей с монументальной осанкой!

Да, в эпоху звукового кино Федор Никитин стал красивым антуражем. В большинстве фильмов у него даже нет имени — эффектная декорация.

Но так понимал этот артист свой долг.

А в первые дни Великой отечественной войны он ушел добровольцем на фронт. Поначалу воевал в пулеметной роте, затем был направлен на агитационную работу, стал актером и режиссером передвижных фронтовых агитбригад.

И еще один великое дело было ему поручено — он организовал театр в блокадном Ленинграде, ныне это театр Комиссаржевской.

Всего две главные роли сыграны им в звуковом кино. Но как сыграны!

Это роль старого актера Светловидова в маленьком фильме по драматической миниатюре Чехова «Лебединая песня».

И совершенно блестящая его работа в фильме «И жизнь, и слезы, и любовь…», которая стала событием в киноискусстве 80 годов.

Этот великий актер-труженик прожил 88 лет и работал почти до последних своих дней над ролями, совершенно недостойными его мастерства!

« из 2 »

Продолжение цикла: Люсьена Овчинникова

     Арабская смерть (Теда Бара)

Федор Никитин: 2 комментария

  1. В 15 лет высшее я человека осознанно сделало выбор. Генералы судьбы мира не вершили. Творило добро и мир спасало оно. Суд Высший вершится на земле и в небесах, и миссию свою приняв, уже отбросили мы страх. Не ради денег и наживы, а чтоб остались люди живы и многомерности приняв и деньги превративши в прах, определились, что им нужно иль слава иль любовь и дружба.

  2. Спасибо, Оля за такой интересный рассказ о интересных людях. Как мало знаем мы своих героев. Какие таланты!

Добавить комментарий для людмила евгеньевна земляковаОтменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.