Эдгар Дега

Мастера изобразительного искусства

Этот художник родился 19 июля 1834 года в аристократической семье банкира Огюста де Га.

Когда Эдгару было 13 лет, мать его умерла. Этот удар мальчик долго не мог пережить. Отец хотел сделать из него юриста, но склонности к такой карьере сын не чувствовал. Ему вообще была не важна карьера, хотя способности у него были огромные. Эдгар выбрал собственный путь — путь свободного творца, не зависящего от мнения толпы и от заработка на этом мнении.

Рисовать он начал с детства, в юности это выросло в потребность. В двадцатилетнем возрасте Эдгар поступил на обучение в мастерскую известного в те времена художника Луи Ламота. Здесь он познакомился с великим Жаном Югюстом Энгром, у которого в свое время учился Луи Ламот.

Творчество Энгра стало во многом образцом для молодого Дега. Он перенял изысканную четкость линий в противовес принятой классической растушеванности академических картин, перенял сочность красок.

Учился Дега в Лувре, копируя работы старинных мастеров и доводя копии до фантастической точности. Учился он и в Италии, копируя мастеров итальянского Ренессанса. И везде искал совершенства, классической гармонии линии и цвета. Возвращается на родину Дега в конце 1850-х годов уже сложившимся художником и открывает собственную мастерскую портрета. И здесь сразу проявилась его удивительная разноплановость. Портреты, написанные на заказ, удивляют точностью, классической законченностью и психологизмом. А наряду с этим портреты, написанные для себя, острые, необычные по форме, в странном ракурсе, ловящие живые эмоциональные оттенки.

Так же необычны были его первые картины на исторические темы, с почти графической четкостью линий и поразительной естественностью поз и мимики. Но увлечение историческими картинами быстро прошло. Возможно, потому что время для таких картин еще не пришло. Дега опередил свое время лет на пятьдесят. Зритель привык к совершенно иным позам, иной мимике исторических персонажей.

В начале 60-х годов Эдгар Дега находит друзей и единомышленников, первым из которых был Эдуард Мане. Общим для них был протест против академической живописи с ее закостеневшими в веках правилами. Но многое в этих художниках, которые потом были названы импрессионистами, оказалось для Дега неприемлемым. В частности, их ориентация на пленерную живопись.

Сделав несколько работ «на свежем воздухе», художник убедился, что это не его путь. Ему требовалось ограниченное пространство и постоянное, не вибрирующее освещение. И это было принципиальным отличием. Вибрирующий воздух пленера и создавал ту размытость линий, которую поймали и исследовали импрессионисты.

Дега любил линии и доводил их до совершенства. В этом поиске совершенства он и нашел ту тему, которая стала его визитной карточкой. Ту область искусства, где линия и ее движение играют главную роль, — балет!

Созданные Дега в его балетной серии картины, этюды и наброски поражают гармонией, соединяющей несоединимое: графичность линий и облачную размытость костюмов, совершенство балетных поз и уродство скорченных смертельной усталостью ног, фотографичная реальность мимики вместе с некоторой условностью ее изображения.

Он так на всю жизнь и остался одиночкой, с тяжелым характером и крайней независимостью. Слава пришла к нему на волне общего увлечения импрессионизмом. Принесла она и достаток, необходимый ему. К тому времени от былого финансового благополучия ничего не осталось. Но природная замкнутость поставила стену между ним и обществом.

К концу века начала стремительно развиваться слепота. Борясь с недугом и не в силах отказаться от творчества, Дега переходит на пастель. Потом на скульптуру, предлагая своим пальцам заменить вышедшие из строя глаза. Последние десять лет своей долгой он провел практически одиноким, хотя его картины уже продавались по огромной цене. Почти слепой он еще пытался на ощупь рисовать углем и страдал от бессилия. Но сознание его до конца долгой жизни, до 1917 года, осталось ясным и трезвым.

« из 2 »

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.