Вторая заповедь из десяти ветхозаветных, данных человечеству, гласит:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
И долгие столетия жил ветхозаветный мир, почитая эту заповедь.
Но явился миру Мессия, Иисус Христос, и сделал невозможное возможным – одухотворил мир материальный. С его явлением изменилось человечество.
Одним из 70 апостолов и одним из четверых евангелистов был апостол Лука. Явился ему однажды образ Богородицы Марии с новорожденным Иисусом на руках, и апостол Лука поспешил нарисовать явившееся ему чудо. Он показал свои работы самой Марии, и она благословила его: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами».
На сегодняшний день четырем иконам в мире приписывается авторство самого апостола Луки. Одна из них Владимирская Икона Божьей матери.
История ее прихода на русскую землю интересна. С самого дня написания хранилась она в Иерусалиме до 450 года. При императоре Феодосии Младшем она была перенесена в Константинополь. В начале 12 века константинопольский патриарх Лука Хрисоверг послал в дар новообращенному киевскому князю Владимиру список (точную копию) этой иконы. А Владимир благословил ею своего сына Андрея Боголюбского.
Андрей Боголюбский ехал на север осваивать новые владения и вез икону с собой. Остановился он отдохнуть в городе Владимире и двинулся дальше. Но вдруг лошади встали. Никакими силами сдвинуть их с места было невозможно. Смена лошадей никакого результата не дала. Испуганный Андрей сотворил молитву, и явилась ему Богородица. Повелела она оставить икону во Владимире, не везти ее дальше. И Андрей повеление выполнил. А на месте, где явился ему образ, был возведен храм и монастырь Рождества Богородицы. С тех пор икона получила имя Владимирской.
Чудотворная Владимирская икона сыграла в истории Древней Руси великую роль. Три раза, когда грозила Руси беда от иноземных поработителей, она являла свое чудо. В честь этого трижды в году православная церковь чествует Владимирскую Божью матерь.
8 сентября 1395 года Владимирская Богородица спасает Москву от нашествия Тамерлана.
6 июля 1480 года защищает от ордынского хана Ахмата.
3 июня 1521 года от крымского хана Махмет-Гирея.
Так под защитой Владимирской Богородицы выстояла Москва, укрепилась на Русской земле и собрала вокруг себя будущую Россию.
В 1480 году чудотворная икона была передана Успенскому собору в Московском Кремле. А во Владимире остался список, выполненный Андреем Рублевым.
В 1918 году Успенский собор был закрыт, а икона помещена в Третьяковской галерее. Там она и находилась как ярчайший образец древнерусской иконописи до 1999 года, когда она была передана московскому храму святителя Николая в Толмачах.
Икона Владимирской Божьей матери «Умиление» стала образцом для многих поколений русских иконописцев. Каждый привносил в этот образ свое понимание, ощущение, свою любовь к Великой Матери.
Но все они носят название Владимирской иконы, потому что неизменны везде скорбный лик Марии, нежное движение младенца, прильнувшее щечкой к щеке матери и … поразительная для иконы деталь, как будто и впрямь Лука увидел это воочию. В своем движении к матери младенец поджал под себя одну ножку, повернув ее пяточкой к умиленному человечеству.
Продолжение цикла: Петров день