Грандиозный труд оставил потомкам талантливый древнеримский писатель Плиний Старший. Его многотомная «Естественная история» охватывает все известные в начале новой эры науки о мире. И это удивительно еще и тем, что не был Плиний специалистом во всех этих областях.
Большую часть жизни был он воином, побывал вместе с римскими войсками во всех «горячих» римских точках. Потом служил прокуратором в римских провинциях.
Он был прежде всего талантливым читателем. По воспоминаниям его близких читал он постоянно и все, что встречалось. Плиний считал, что в любой, даже неудачной книге, можно найти что-то для себя полезное.
Из всего этого полезного сложилась великолепная стройная картина мира.
И не вина Плиния, что в эту картину включил он существа совершенно фантастические, как например, племя одноногих людей, передвигающихся прыжками. Или племя людей, у которых ступни развернуты в противоположную сторону.
Среди этих фантастических существ есть и кинокефалы, о которых сохранилось в истории неожиданно много сведений, что наводит на размышления.
А вот еще интересный народ — блеммии. Это люди без головы. Мы бы сейчас назвали их анацефалами. Это медицинский термин, обозначающий очень тяжелый внутриутробный порок в развитии ребенка. Обычно такие дети рождаются мертвыми. Но известны случаи, когда такие дети доживали и до двух лет.
Но Плиний описывает блеммиев, как реально существующий народ, не имеющий голов вообще. Лицо у них, якобы, расположено на груди.
Блеммии как народ действительно существовали и кочевали на территории современного Египта и Эфиопии в стране под названием Нубия. Племя это было довольно воинственными, так как приходилось ему обороняться от сильных соседей и с переменным успехом. Нубийские рабы ценились как в Египте, так и в Древнем Риме. И с головами у них, конечно, было все в порядке, как и у всех людей.
Откуда же взялась легенда, которую Плиний принял за чистую монету?
Версии две. Вот первая.
По некоторым источникам сражались блеммии, закрывая всю верхнюю часть туловища огромными щитами, на которых были изображены человеческие лица. И издали такой отряд воинов можно было принять за безголовых людей с лицами на туловище.
И вторая версия. А не метафора ли это?
Что если голова, это не часть человеческого тела, а правитель или глава народа. То есть те, кому выпала такая удача войти с блеммиями в контакт, были поражены демократическими порядками. Нет правителя в обычном понимании, нет главы, полное равноправие. Может быть так?
Продолжение цикла: Где пасутся «баранцы»?
Очень интересная версия про людей без царя в голове…
а может быть, совсем другой смысл. Люди, которым не нужна голова, они — на чувстве, ведомы им, как животные