Александр Бенуа

m_21216

Тени Серебряного века

В 1794 году Великая Французская революция буквально вымела из страны толпы эмигрантов, спасавшихся от ярости якобинцев. Многие из них нашли навсегда приют в России. Среди них был молодой крестьянин с роскошным именем Луи Жюль Сезар Огюст Бенуа.

Двадцатичетырехлетнего юношу приняли при дворе, перекрестили в Леонтия Николаевича и пристроили в заманчивой должности… кондитера самой императрицы Марии Федоровны, супруги Павла Первого. Здесь в Петербурге он женился. Брак оказался на редкость счастливым и плодотворным. 18 детей родилось в его семье! Но выжило только одиннадцать. И этим одиннадцати детям главного кондитера императорского дома Леонтия Бенуа, суждено было сыграть немалую роль в русской культуре 19 и начала ХХ века.

Почти все его дети и внуки были художниками и архитекторами. Кому-то из них удалось выжить в советскую эпоху и благополучно добраться до мирного брежневского времени. Кто-то из них эмигрировал в двадцатых годах, кто-то был репрессирован и расстрелян.

Но все были талантливы.

Особую роль в искусстве Серебряного века сыграл Александр Николаевич Бенуа.

Родился он 3 мая 1870 года. Отец его, Николай Леонтьевич Бенуа, был главным архитектором Петергофа, где работал вместе с архитектором А.К. Кавосом и позже женился на его дочери. Итак, и отец, и дед со стороны матери у Александра Бенуа были архитекторами.

Старшие братья его, Альберт и Леонтий Бенуа, тоже были успешными архитектором. Альберт был еще и прекрасным художником-акварелистом. Именно у него поначалу учился младший брат Александр.

После окончания знаменитой петербургской гимназии Мая, Александр Бенуа поучился некоторое время в Академии художеств, но ушел оттуда в университет на юридический факультет.

Но юриста из него не получилось. По окончании университета он окунулся в теорию и историю искусства. Одна за другой выходят его статьи о русском и европейском изобразительном искусстве.

Некоторое время работал он во Франции. Именно здесь вдруг вернулся он к профессиональному изобразительному искусству. И настолько успешно, что до сих пор его иллюстрации к Медному всаднику» считаются вершиной мастерства иллюстратора. В это время складывает его неповторимый стиль изысканной графики и акварели, тонкий вкус и изящная ирония в миниатюрах на исторические темы.

В первые годы революции он, казалось, нашел себе место в новой России. Ему была передана в руководство картинная галерея Эрмитажа, и он сразу приступил к работе над новым каталогом. Он в самой гуще нового революционного искусства: работает в книжных издательствах, оформляет театральные постановки. Но в 1926 году он покидает Россию навсегда.

До конца жизни жил он в Париже, много работал над эскизами костюмов и декораций, писал мемуары. Скончался в 1960 году, прожив целых 90 лет!

« из 2 »

Продолжение цикла: Микалоюс Константинас Чюрленис

Александр Бенуа: 1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.