Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» — это настоящий шедевр пушкинской прозы. Благородно лаконичная, ювелирно точная, она была принята современниками на ура, хотя в это время в моде было романтическое многословие Бестужева-Марлинского.
Повесть сразу стала истинно петербургской, национальной, и обросла собственными мифами.
В частности, целых два адреса в Петербурге носят название Дом Пиковой дамы. Это дом на углу Гороховой и Малой Морской, и дом на Литейном, 42, особняк княгини Юсуповой. Пожалуй, в пользу последнего адреса говорит только его загадочная затейливость. Дом на Малой Морской более строг и скучен.
Давайте разберемся, что говорит об этом сам Пушкин:
Что мы узнали из этого отрывка? Одна из главных улиц Петербурга — это какая?
Давайте взглянем на эту карту Петербурга 1840 года, где красным отмечен Литейный проспект. Петербург еще не велик. По существу, располагается он на левом берегу Невы и в восточной части Васильевского острова. А на левом берегу Невы до реки Фонтанки. Дальше, к северу, югу и востоку, начинается то, что называется окраиной, полудачные места. Так Таврический дворец был построен для Потемкина в таком дачном загородном месте. Во времена Пушкина Литейный проспект уже был застроен особняками, но это был район новостроек. Одной из главных улиц Петербурга Литейный в те годы еще не был.
Идем дальше. Пушкин называет дом, перед которым остановился Германн, домом старинной архитектуры. Старинной, это какой? Архитектура 19 века для Пушкина не старинная. Значит, этот дом должен относиться к 18 веку.
Дворец княгини Юсуповой таким образом отпадает, тем более, что и построен он уже после смерти Пушкина.
А что с этим адресом на Малой Морской? Кому принадлежал этот дом?
Прототип старой графини известен хорошо, Пушкин не делал из этого тайны. Это была княгиня Наталья Голицына, легендарная особа. Она была древней старухой еще при жизни Пушкина и пережила его почти на год.
Родилась она в 1741 или в 1744 году. Была дочерью знаменитого сподвижника Петра I, графа Петра Чернышева, бывшего денщика, которого император женил на своей любовницу Ржевской и дал кучу денег в приданое.
В царствование Елизаветы семья Чернышевых взлетела в самые высокие российские круги. Елизавета особо привечала всех, кто был близок ее отцу. Графа Чернышева она отправила послом в Англию. Там и родились в семье графа дочери. Получили прекрасное европейское образование, говорили на нескольких языках, но русского не знали — незачем!
Дальше Петру Чернышеву пришлось стать послом во Франции, и выросшие дочери-невесты заблистали на балах Версаля. Среди них самой красивой считалась Наталья.
В 60-х годах семья вернулась в Россию. Наталья Чернышева стала придворной дамой Екатерины II и поразила весь петербургский свет своими изысканными манерами и грацией. И простодушный красавец князь Владимир Голицын потерял голову. Их замужество было обставлено в Петербурге с отменной роскошью. Сама Екатерина II собирала любимую фрейлину к венцу.
Молодые супруги много лет прожили в Париже, куда уехали, чтобы дать детям образование. Это весьма обидело императорскую семью, и слава фрейлины померкла.
Зато в Париже Наталью Голицыну называли «московской Венерой». Там она была как дома, Россия всегда была для нее чужой.
В 1790 году обстановка во Франции стала угрожающей. И Екатерина II разослала соотечественникам требование вернуться на родину от греха подальше.
Голицыны вернулись в Петербург и купили дом на фешенебельной Малой Морской улице, 10. Построен он был в 40-х годах 18 века и принадлежал князю Гагарину, потом перешел к Степану Апраксину, был унаследован его сестрой, которая к концу 80-х годов заложила его и не смогла выкупить.
Так этот дом достался князьям Голицыным. Умер Владимир Голицын, и княгиня Наталья осталась доживать в этом доме свой век, весьма уважаемая и почитаемая. В 1832 году неподалеку, на Большой Морской 26 поселился и Пушкин с семьей. По некоторым воспоминаниям современников ему случалось бывать в доме «усатой княгини», как теперь величали бывшую «московскую Венеру».
А в этом окне, возможно, и увидел герой повести Германн воспитанницу старой графини Елизавету Ивановну.
Продолжение цикла: Судьба Пушкинской музы (Анна Керн)