В 1835 году Пушкин начинает повесть под названием «»Египетские ночи». Повесть эта закончена не была, как и многие прозаические произведения Пушкина. Опубликован был этот незаконченный отрывок в 1837 году уже после смерти поэта его друзьями.
Уже в наше время замечательный советский кинорежиссер Иосиф Хейфиц снял прекрасный телефильм «Маленькие трагедии», и сюжетной канвой, скрепляющий пушкинские миниатюры, сыгранные нашими лучшими советскими артистами, стала как раз незаконченная новелла «Египетские ночи». Чарского в фильме Георгий Тараторкин, а Импровизатора блестящий Сергей Юрский.
Сюжет таков. К известному, избалованному славой, петербургскому писателю Чарскому однажды утром приходит необычный посетитель. Выглядит он странно, непривычно для чопорного Петербурга. И представляется он артистом-импровизатором. Его удивительные способности поражают Чарского. Слушатель предлагает Импровизатору любую тему, какая только придет в голову, и артист тут же начинает декламировать ее стихами в совершенно блестящей и законченной форме.
Жаль, что этот замысел Пушкина не был завершен, очень много мыслей о сущности творчества рождает этот сюжет.
А сам сюжет родился из совершенно реального и достоверного случая.
В 1834 году с гастролями в Петербург приехал из Франции артист, как бы сейчас сказали, оригинального жанра, Александр Ваттемар.
Это был истинный лицедей, его способности к трансформации были для современников настоящим чудом. Он сам писал маленькие пьески, в которых один играл множество мужских и женских ролей, мгновенно за ширмой меняя костюм и парик. Кроме того, Александр Ваттемар, которого питерская публика называла просто мсье Александр, обладал еще замечательными способностями чревовещателя.
Прибыв в новый для него город Петербург, Ваттемар обратился за протекцией не к высокопоставленным лицам, а к тому, кого считал самым известным человеком России, — к Пушкину. Поаплодируем Ваттемару за его проницательность!
И произошла именно та сцена, которая была описана Пушкиным в его повести Египетские ночи. Ваттемар поразил нашего поэта своим блестящим искусством. Пушкин отправил письмо в Москву директору московских театров, писателю Михаилу Загоскину, чтобы тот дал возможность французскому артисту побаловать московского зрителя.
Расстались Пушкин и Ваттемар добрыми друзьями. Они нашли массу общих интересов. Ваттемар, будучи библиофилом и коллекционером автографов, был очень рад подарку Пушкина — отдельному изданию цикла «Подражания древним».
Продолжение цикла: Братские советы