«Встречный» — фильм 1932 года

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f

Забытые фильмы 2

Этот второй звуковой советский фильм вышел на экраны в 1932 году.

Песню Дмитрия Шостаковича, которая буквально пронизывает этот фильм, все хорошо знают. На ней выросли все граждане бывшего Советского союза. И называлась она «Песня о встречном».

Сколько в юности не вслушивалась в слова, не могла понять, какой-такой «встречный» в этой песне! Ни слова о нем нет! «Не спи, вставай, кудрявая!…» Лишь позже, порывшись в истории кино, я разобралась, что имеется в виду… встречный план, о котором в песне ни слова, но которому посвящен фильм.

Я ни разу в советское время этот фильм на экране не видела. Хотя более ранний, «Путевка в жизнь» , демонстрировался по телевидению достаточно часто. А фильм «Встречный» был прочно забыт. Вот интересно, как долго был он на экранах и по какой причине его забыли?

Фильм на производственную тему, да! Но сколько киномакулатуры на производственную тему было создано в брежневское время! Поучились бы.

Да, в начале фильма стоит цитата из Сталина. Но этот кадр легко удалить, а больше ссылок на Сталина и нет, или в свое время вырезаны.

А фильм действительно интересный. Сюжет незамысловат, но сделан замечательными мастерами Фридрихом Эрмлером и Сергеем Юткевичем талантливо, с интересными образами героев, непростыми, не примитивными. Да, вся фабула строится вокруг выполнения рабочими ленинградского завода встречного плана по досрочному выпуску новой турбины. 1932 год! Разгар индустриализации, стране нужно встать на ноги, чтобы не раздавили европейские цивилизованные соседи. Но главное в фильме — люди, которые печалятся, радуются, страдают и преодолевают непреодолимое не ради личного благосостояния, а ради общего со всей страной дела.screenshot_9

А какой актерский состав! Блестящий актер и режиссер Владимир Гардин сыграл здесь старого рабочего Семена Бабченко, и мудрого, и простодушного, и любителя выпить, и гордого, и самоотверженного, и комичного.

screenshot_6

И рядом с ним, как его тень, старушка жена, которую играет замечательная русская актриса Мария Блюменталь-Тамарина. Она почти не произносит слов, она лишь смотрит на мужа то влюбленно, то тревожно, то с материнской заботой. И мы поневоле видим старика ее глазами и улыбаемся его забавной суровости.

Посмотрите, какая блестящая сцена придумана в сценарии. Старики Бабченко завтракают по утрам под заводские гудки и узнают их по голосам, как друзей. Под эти гудки вся жизнь прошла.

screenshot_4

Чудесная киноактриса 30-х годов Татьяна Гурецкая в роли Кати, жены главного героя Павла Ильина.

Вроде ничего особенного и не сыграно. А внутри себя удивляемся, какие же удивительные девушки были в России в этом 1932 году! Какие честные, как простодушно доверяющие своим друзьям, как беззаботно смеющиеся и как искренне печалящиеся! Ведь были, и именно такие, как сыграла Татьяна Гурецкая. Такая непоколебимая подлинность в ее героине.

screenshot_1

Актер невероятного обаяния Борис Тенин в роли секретаря парткома Васи.

Вот так, все герои с именами-фамилиями, а он просто Вася, роднее родного. Добрый, и умный, и хитроватый по-мужицки. Куда делись потом такие секретари парткома? Стали они потом в советских фильмах скучными образцами чести и достоинства с серьезными ликами и оловянными глазами.

И как тонко и деликатно придуман в сценарии пресловутый любовный треугольник. Муж и жена Ильины, Павел и Катя. И их добрый друг парторг Вася, уступивший молодоженам собственную комнату.

А дальше мы любуемся тем, как трогательно-доверчиво относится к Васе жена Павла, Катя. Ей легко и обнять его, и поцеловать, и притулиться к его плечу.

И только к середине фильма к кульминационной сцене «объяснения» мы понимаем, что Вася-то любит жену своего друга. Но тщательно оберегает покой своих друзей и ничем не выдает своего чувства. И как тонко и глубоко сыграно это Борисом Тениным.

screenshot_16screenshot_18

В этом фильме появляются и будущие звезды советского кино, еще никому не известный Петр Алейников, еще мальчик. Его имени даже в титрах нет. Зоя Федорова с ослепительной улыбкой. Где-то в фильме был еще Николай Черкасов в облике постового милиционера, но как ни искала, не нашла. Видно, кадр был вырезан.screenshot_14

Есть в фильме и злодей, инженер-вредитель Скворцов, которого играет Борис Пославский. Играет несколько по канонам немого кино, со злодейской мимикой и жестами.

Но интересно решен образ главного героя Павла. Он тоже инженер и поначалу не верит в то, что исправить сломанный станок можно в короткий срок силами рабочих. Перед ним цифры и формулы, и он им верит. И в этот момент лицо его становится страшным, жестким, похожим на дьявольский облик инженера-вредителя Скворцова.

Эта игра с образами, доставшаяся по наследству из немого кинематографа, очень ярко проявилась в эффектной сцене, где старик Бабенко срывает знамя с надписью «Позор» и несет его по заводу в партком. Лицо его, освещаемое то сверху, то снизу, меняет свой облик, то воодушевляет, то пугает.

Интересна музыка, которую написал для фильма Дмитрий Шостакович. Она очень необычна, очень сложна. В нее будто вплетается заводской шум и создает свою сложную мелодию. Постоянной темой звучит «кудрявая». Но посмотрите, как мастерски играет с ней композитор. Новоселье. Катя ждет мужа, а его все нет, ей грустно. И она поет под гитару что-то заунывно-похоронное. Да это же та самая «кудрявая» только в миноре!

А старик Бабченко, обиженный, оставленный в стороне, дома пьет водку под граммофонную пластинку с каким-то цыганским романсом.

И обратите внимание на фразу, с которой он обращается к кошке. Уж не поэтому-то фильм был на долгое время забыт?

В целом, фильм местами и затянут, и динамики чуть не хватает. Но сколько в нем подлинной жизни, подлинного настроения 30-х годов XX века! Смотрите этот фильм, и многое станет понятным в нашей русской истории советского периода.

Продолжение цикла:

«Встречный» — фильм 1932 года: 1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.