Рецензия на книгу А. Долбина «Дети солнца»
Основная проблема книги в недостаточной сформированности идеи и в неправильном представлении о целевой аудитории произведения. Воспоминания детства, конечно, дороги любому человеку — но только свои личные воспоминания. Чтобы сделать произведение мемуарного характера интересным, читатель должен понять с первых же страниц, какое отношение все это имеет к нему лично. Что именно он, читатель, должен в результате понять? Какой была жизнь детей послевоенной России? Тут самому автору следует разобраться, какую мысль ему хотелось бы донести и до кого? А дальше с помощью тщательного отбора материала и правильно расставленных акцентов эту мысль развивать.
Произведение выдержано в научно-популярном стиле, исключающем эмоциональный отклик читателя. В результате все сюжеты этого произведения кажутся равноценными: что о спасении пионерами тонущего пионервожатого, что о запахе пригоревшей манной каши. По существу в каждом фрагмент произведения имеет тезисный характер. Каждый из этих фрагментов надо интересно подать.
И конечно, такой теме необходим живой образный язык. Здесь же язык грамотен, но сух, не эмоционален.
В данном случае нет смысла упрекать автора в отсутствие каких-то новаторских изысков — сам жанр произведения подразумевает традиционность. Но вот отсутствие образности, правильно-нейтральный тон повествования очень мешает восприятию. Тема-то требует эмоционально отклика — это же дети первых послевоенных лет, родившиеся в войну. Читатель должен это осознать и прочувствовать.
А вот социальная значимость как раз прослеживается, что характерно для произведения публицистического характера. Но не хватает ярких акцентов.
Произведение грамотно по форме и представляет информативный интерес. Но для того, чтобы оно стало интересным, как художественное произведение, над ним следовало бы поработать. Что если попробовать пересказать это от первого лица, от лица маленького мальчика послевоенной голодной эпохи? Чтобы мог читатель увидеть эпоху с этого ракурса. Ввести в повествование героев, с которыми этот мальчик общается, выстроить их диалоги, в которых будет ярко изложены события произведения?