Два рассказа Андрея Белова

Рецензия на рассказы А. Белова «Иконописец» и «Бегство в никуда»

Рассказы интересны и актуальны по своей сути, хотя и привязаны к своему времени и обстоятельствам.

Идея в обоих произведениях отлично выстроена, благодаря этому сюжеты воспринимаются легко, несмотря на слабую динамичность. Идеи рассказов позитивны и гуманны. При этом они находятся в сюжетообразующем конфликте с драматичностью сюжетных линий. Это делает рассказы интересными и вызывает эмоциональный отклик.

В данном случае слабая динамичность сюжетов обоих рассказов не является недостатком. Сюжет развивается «вглубь», исследуются исторические, социальные и психологические истоки сюжетных линий. Кажущаяся незавершенность сюжета в рассказе «Иконописец» — мастерский ход автора, заставляющий читателя встать в активную творческую позицию и задуматься над дальнейшей судьбой героя.

Язык рассказов богат и классически правилен. Некоторая многословность рассказа «Иконописец» на первый взгляд может показаться излишней, но она своим медитативным ритмом отлично гармонирует с настроением созерцательности и отрешенности от суеты, что тесно связано с сюжетом и идеей рассказа. Язык рассказа «Бегство в никуда» очень выразителен своей дисгармоничностью, опять-таки связанной с сюжетом и идеей рассказа.

Автор прекрасно владеет всеми инструментами художественного стиля литературы, использует эти инструменты и приемы на редкость грамотно и точно.

Автор — мастер ярких запоминающихся образов. Завод в маленьком городе, будто провалившийся в яму, над которой стоит темный дым, как образ преисподней. Отсюда герой рассказа «Иконописец» уйдет к миру чистоты и святости. Крыса, пожирающая украденную у героя рассказа «Бегство в никуда» колбасу, — зеркало, в котором герой неосознанно видит себя.

Новаторством автора, на мой взгляд, можно считать исследование путей, которые ведут человека к уходу от человеческого общества. Сама эта тема нова, как хорошо забытое старое, в наше время, когда сильные и успешные личности всех мастей уже набили оскомину читателю.

Оба рассказа полностью готовы к изданию. Массовый читатель привык к динамичности сюжета, заменяющей примитивность идеи и, возможно, не оценит. Но любители истинно художественной литературы встретят аплодисментами.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.