О жизни этого человека известно немногое. Да и труды его известны только в пересказе с других источников. Из них достоверно лишь одно его произведение под названием «Правдивое слово». Остальные упоминания о его работах, возможно, относятся и к другим мыслителям античности, носившим имя Цельс.
Жил он во второй половине второго века нашей эры. То есть имя Христа было для него явлением недавней истории, всего 100-150-летней давности.
Что известно о Цельсе? Считается неоплатоником, возможно, эпикурейцем. Философ и мыслитель, друг просвещенного императора Марка Аврелия.
По-видимому, много путешествовал по Египту и Востоку, знакомился с иными религиями, учениями магов, всяческими мистическими учениями, которых было великое множество в начале новой эры. Остались сведения о том, что написал он также несколько книг с критикой магических и мистических учений.
Почему спустя 2000 лет нам важна эта работа, «Правдивое слово», работа человека, о котором почти ничего не известно? Это одно из первых известных антихристианских философских трудов.
Совершенно понятно, что сам его труд не сохранился — в середине первого тысячелетия в долгой кровавой борьбе христианства с античностью было уничтожено многое, что мешало всеобщей христианизации.
А работа Цельса была так логично и убедительно создана, что, по свидетельству современников, заставила многих отвернуться от новой веры. Она же легла в основу всех атеистических учений нового времени.
Помните, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Берлиоз поучает простодушного Ивана Бездомного:
А вот для философа Цельса не было сомнений ни в исторической реальности Иисуса Христа, ни в подлинности четырех Евангелий. Это были явления окружающего его мира. Живы были дети и внуки тех, кто мог слышать проповеди живого галилейского пророка.
И критика Цельса построена на реальности всех известных источников.
Что сделал Цельс? Собрал имевшиеся разноречивые сведения о личности Христа, внимательно прочитал Евангелия и сделал совершенно определенные, логически обоснованные выводы. То есть предложил принять ситуацию исключительно разумом, логикой. Как раз то самое, что в принципе невозможно, если идет речь о религии, как истине, воспринимаемой не логическим, но духовным путем.
К каким же выводам пришел Цельс, изучая Евангелие?
Учение Христа не оригинально, оно представляет собой компиляцию из целого ряда восточных мистических учений.
Да, это любимый аргумент всех атеистов всех веков: это не ново, это уже было до Христа! Как будто речь идет об авторских правах!
Далее ход логических рассуждений Целься сводится к следующему. Бог, по версии христиан, явился в мир. В каком же образе? Не в образе просвященного мудреца, благообразного и добродетельного! А в образе рожденного вне брака сына еврейского плотника. По слухам, отцом этого Иисуса был какой-то солдат. И что же можно ожидать от такого воплощения Бога? Воплотившись в человека такого низкого происхождения, он не мог не потерять свою божественную сущность. И Иисус доказал ничтожность своей личности позорной своей кончиной на кресте вместе с разбойниками!
Делаем вывод! Никакого воплощения Бога в такое жалкое существо быть не могло!
Тем более, что все свидетельства о воскресении Иисуса не выдерживают никакой критики. С точки зрения логики они не доказаны. Это всего лишь придуманные христианами легенды и сказки.
А кого собирают христиане под свои знамена: чистых душой, добродетельных, заслуживших славу в своем государстве? Нет! Убогих, больных душою и телом, преступников, отверженных!
То есть тех, кто не нужен никакому цивилизованному государству! Тех, кто представляет собой вечную опасность и разрушает устои.
А чему учит Иисус? Поддерживает он чистых душою, живущих без греха? Нет, для него дороже блудные сыны, нагрешившие и раскаявшиеся. Делаем вывод: поддерживает духовное и физическое растление молодежи.
И самое главное! Почему это они поставили себя в какое-то особое положение? Почему считают, что им можно не подчиняться требованиям государства, не служить в легионах, не выполнять предписаний? Веришь в Христа — верь, никто не мешает. В Римской империи в каждой местности, в каждом городе есть свой бог — и никто не ссорится. Лишь христиане почему-то противопоставили себя всему миру и навязывают всем свой безумный образ мыслей.
Вот так вкратце выглядит христианское учение с точки зрения трезвого мыслителя Цельса. А много ли изменилось за эти две тысячи лет в воззрениях атеистов? В основном все те же претензии. А христианское учение продолжает жить.
Продолжение цикла: Всадник Понтий Пилат