Замечательная повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама», едва появившись в 1833 году, тут же озадачила весь читающий российский мир! Не укладывалась она ни в одни привычные рамки. Сбивал с толку мистический сюжет.
Призраками, тайнами и кровавыми событиями русскую литературу первой половины 19 века было не удивить. Романтизм, жуткий, жестокий, сюрреалистический, придя в Россию из Англии и Германии, в 30-х годах уже во многом потерял прелесть новизны.
Очень похожая ситуация в нашем киноискусстве и литературе, тщетно пытающихся выдумать новых, свежих монстров побезобразнее. И тщетно! Привык читатель, привык зритель. Все идет по уже сто раз пройденному кругу.
«Пиковая дама» поразила читателей подчеркнутой будничностью, которая только лет через 30-40 придет в нашу литературу под именем критического реализма. Ничего от романтической героини нет в воспитаннице старой княгини, барышне Лизавете Ивановне, которая так понятно и знакомо страдает из-за катастрофического отсутствия женихов. Ничего от романтического героя нет в Германне, который мечтает исключительно об одном: разбогатеть любой ценой. Но эта любая цена для него ограничена достаточно строгими рамками: на мошенничество и подлость готов, на убийство — нет!
И вдруг, на таком сверхприземленном фоне, с необычайно для литературы начала века локаничным, разговорным языком, разворачивается история о призраке старой графини и ее трех картах.
Причем два раза Германну повезло! Выиграли и тройка, и семерка! Не повезло только с тузом! Совершенно загадочно не повезло! Явилась вдруг вместо туза дама пик! Почему? Откуда?
А главное-то — что хотел сказать Пушкин всей этой историей? Для самого-то автора что здесь произошло? Отомстила ли Германну покойная графиня за то, что он не выполнил условия, не женился на Лизавете Ивановне? И как вяжется все это с реалистичностью обстановки повести?
В 80х годах XX была даже статья по этому поводу. Автор выдвигал как гипотезу совершенно реалистичное объяснение случившемуся, видимо, имя большой опыт в карточных играх.
Для азартных игр использовалась каждый раз новая, нераспечатанная колода, чтобы исключить возможность мошенничества. И каждый раз перед началом игры эту колоду хорошенько разминали, чтобы разделить слипшиеся карты. И выдвигает автор статьи гипотезу, что Германн просто недостаточно размял свою колоду и поэтому положил слипшиеся вместе даму и туза.
Но это, конечно, достаточно курьезная гипотеза.
А вот интересная деталь в самом начале повести, во второй главе. Германн еще не видел старую графиню и не знает Лизавету Ивановну. Он просто присутствовал при карточной игре, где шутник Томский рассказал анекдот об интимных отношениях «венеры московской» и знаменитого мага графа Сен-Жермена. Возникает тема таинственных трех карт, которые всегда выигрывают, будучи переданы при определенных таинственных условиях.
Герман возвращается домой, не спит ночь, размышляя об этой удивительной возможности разбогатеть. И при этом не разрешает себе верить в такие фантастические вещи, убеждает себя не верить этому.
Стоп! Да вот же они, перед нами, прозвучали: тройка, семерка. А в качестве туза — покой и независимость!
Что же получается? Пушкин предупредил нас, что таинственные три карты, тройка-семерка-туз, сидели в голове у Германа еще до встречи со старой графиней! И вся эта история с призраком — лишь приближение его безумия.
Но почему выиграли тройка и семерка? Ну что ж, бывают такие совпадения!
Продолжение цикла: «Сумасшедший»философ (Петр Чаадаев)