Тогда, в начале ХХ века, все в киноискусстве было первым. Первой кинозвездой была Флоренс Лоуренс. А Тэда Бара стала первым киношным секс-символом. Благодаря ей появился в киноискусстве термин «женщина-вамп», роковая женщина, губящая беззащитные мужские сердца.
Ее звучный псевдоним тотчас был подхвачен пиарщиками, которые, поколдовав над порядком букв, получили Arab Death – арабская смерть.
На самом деле ничего рокового в этом псевдониме заложено не было. Теда — уменьшительное от полного имени актрисы — Теодосия. А Бара — от ее второго имени Барр, доставшегося от бабушки. Теодосия Барр Гудман.
Родилась она 29 июля 1885 года в США, в городе Цинциннати. По отцу польская еврейка, по матери швейцарка, в роду были и французы и немцы. Вот такой сложный букет национальностей. Семья была очень скромной, совершенно далекой от искусства. Отец был портным, мать делала на заказ парики.
После окончания школы Теда поступила в университет в родном городе. Но училась там недолго, увлеклась театром, сначала на студенческой сцене, потом увидела в этом свою судьбу. В 1908 году она покидает родной город Цинциннати и уезжает в Нью-Йорк. Здесь она играет в труппе городского театра целых девять лет, но без особого успеха.
В 1914 году кинорежиссер Фрэнк Пауэлл проводил кастинг для своего очередного фильма. Среди претенденток на эпизодическую роль была и Теда. Резкие выразительные черты лица молодой женщины, ее откровенная чувственность произвела впечатление на режиссера. После эпизодической роли в фильме «Пятно» он дает актрисе главную роль в фильме «То был дурак». Это была ее первая «вампирша», соблазняющая мужчин и доводящая их до гибели.
Эта роль сразу принесла огромный успех. А следующая роль в фильме «Клеопатра», где Теда Бара снималась в шокирующих костюмах, почти обнаженной, сделала ее самой кассовой актрисой 1917 года.
Плотность ее работы в кино поистине фантастическая. За 12 лет своей работы в кино она снялась в 43 фильмах. Причем самыми насыщенными работой были первые 5 лет. 1915 год — 11 фильмов, 1916 год 8.
Ее тяжелой красоте прекрасно шел яркий грим. И это позволяло ей играть роковых красавиц с чудовищно подведенными глазами и нежных девушек с тонким рисунком лица. Кинорежиссеры наперебой предлагали ей роли эффектнейших исторических и литературных героинь: Клеопатра, Сафо, Саломея, Джульетта, Кармен, дама с камелиями, Эсмеральда.
Из всех этих фильмов сохранились только четыре. Страшный пожар на киностудии Фокс Фильм, с которой была связана блестящая карьера актрисы, уничтожил огромное количество материала. Фильм «Клеопатра» до сих пор разыскивается в США, как сокровище.
В 1919 году Уильям Фокс, хозяин киностудии, отказался ее снимать. Актриса старела. И последние 7 лет своей артистической карьеры актриса появлялась на экране очень редко.
В 1921 году она вышла замуж за кинорежиссера Чарльза Браббина. И так удачно, что любящий супруг попросту запретил ей работать. И Теда Бара остаток жизни, до 1955 года, прожила в покое и благополучии, собирая в своей гостиной людей искусства.
Ее имя было увековечено звездой на Аллее Славы в Голливуде.
Продолжение цикла: Владимир Фогель