Русские иконы
До сих пор поражает яркость красок на русских иконах.
Век за веком пылают и не бледнеют раны Спасителя, одеяния святых воителей, цветы райских садов.
Сейчас у услугам художников целая индустрия: любого состава, любых оттенков — все доступно. Русские иконописцы все делали сами: растирали сухие и твердые краски с мудреными компонентами. Для стойкости, для яркости.
Алый, ослепительный цвет на русских иконах — это киноварь, природный минерал, сульфид ртути. В виде вкраплений встречается ртутная руда в песчаниках, известняках. Но изредка встречается и залежами. В России издавна добывали ртутную руду на Урале.
Но чтобы из ртутной руды киновари получить краску-киноварь, с ней надо было еще основательно поработать: прогреть вместе с серой сначала в железном, потом в глиняном сосуде, а напоследок в песчаной бане. Получившуюся массу растирали в порошок. Чем мельче порошок, тем светлее и ярче получалась краска.
Но как достигали русские иконописцы ее практически вечной свежести? Почему не выцветает на русских иконах киноварь?
Из поколения в поколения передавались тайные знания.
Растирали старые мастера киноварь с яйцом — самым свежим, только из-под курицы взятым. И день для этого нужно было особый выбрать — самый сухой, ясный, чтобы ни единого облачка на небе. А рядом в мастерской, чтобы никакой воды не стояло. И рот мастер себе завязывал, чтобы дыхание в краску не попало. Растирал мастер и молитву про себя творил: «Красуйся-ликуй и радуйся, Иерусалиме!..»
Потому и горит век за веком ярким огнем алая кровь на русских иконах!
Продолжение циклов: Из тайников русской кухни, Богоматерь Владимирская