Неужели этот интеллектуальнейший русский киноактер, мастер глубочайших психологических образов родился и вырос в далекой сибирской деревне?
Да! Даже не верится! И с трудом верится, что этот истинный актер-мыслитель, как будто бы выросший в тиши кабинетов, прошел всю войну, как герой, и чего только не испытал на веку!
Семья его, Смоктуновичи, польского происхождения. По преданию прапрадед его был сослан в Сибирь за участие в польских восстаниях при Николае I.
Родился Иннокентий Смоктуновский 28 марта 1925 года.
Спасаясь от голода, семья в 1929 году уехала из деревни в Томск, а потом в Красноярск. Отец устроился там грузчиком в порту.
В начале Великой отечественной войны ушел на фронт и пропал без вести.
Театром Иннокентий заболел в 14 лет, когда в первый раз попал на спектакль в Красноярске. Пробовал себя в школьной самодеятельности, но первое же выступление оказалось очень неудачным.
После окончания школы пошел учиться в фельдшерско-акушерское училище, потом в киномеханики. Это дало ему возможность быстро найти работу в воинской части. Подрабатывал он также статистом в Красноярском драматическом театре.
В 1943 году был призван в армию и попал на фронт. Сражался на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев. Был награжден тогда первой медалью «За отвагу». Но получить ее не успел.
В конце 1943 года он попал под Киевом в плен. Через месяц ему удалось из плена бежать. Спасла его украинская семья, рискуя жизнью , прятала его у себя, а потом помогла связаться с партизанами. Вместе с партизанским отрядом и сражался Иннокентий Смоктуновский дальше. Потом вместе с отрядом влился в стрелковый полк, освобождал Варшаву, за что получил вторую медаль «За отвагу» и дошел до Германии.
Послевоенные годы стали для Смоктуновского новым серьезным испытанием. Всякий, побывавший в плену, был заклеймен как предатель. То, что Смоктуновский из плена бежал, не спасло его от статуса «неблагонадежного». Он получил запрет на проживание в 39 крупных городах. Практически изгнан был на самые безнадежные окраины.
Из Красноярска, где он начал было постигать основы актерского ремесла в студии при драматическом театре, ему пришлось уехать в Норильск. Там он пристроился в Заполярном театре драмы, где играли в основном политические заключенные. Именно здесь он был вынужден сменить фамилию: Смоктунович стал Смоктуновским!
Через год удалось ему перебраться из гибельного Норильска в Махачкалу, затем в Сталинград, где он успешно играл на сцене и в драмах, и в комедиях. И все это так и не пройдя систематический курс обучения!
Только после смерти Сталина Смоктуновский получил возможность приехать в Москву и искать работы на столичной сцене. Но ни в один из московских театров его не приняли — не вписался ни в классические рамки, ни в образы строителей коммунизма, настолько оказался необычным его облик, мимика, интонации.
Пытается он сниматься и в кино, в основном, в массовках. Сыграл в это время и в двух фильмах, но в таких незначительных эпизодах, что зритель заметить его не мог.
Но заметил его режиссер Александр Иванов. В это время он готовился к съемкам фильма «Солдаты» по замечательной, на редкость правдивой повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Роль Фарбера, этого странного советского солдата с немецкой фамилией и разбитыми очками, оказалась для Смоктуновского дверью в мир большого искусства.
В этой роли заметил его Георгий Товстоногов и по совету Евгения Лебедева пригласил на роль князя Мышкина в своем гениальном спектакле «Идиот»
Смоктуновский в этой роли поразил весь театральный мир. Он появлялся на сцене, как будто бесплотный, некое существо иного прекрасного мира, весь пронизанный внутренним светом.
К сожалению, этот спектакль не был зафиксирован на пленке, но зато театральной критикой был описан буквально каждый шаг, каждое движение Смоктуновского.
Так внезапно пришла слава. Смоктуновского приглашают на киностудии, предлагают интересные роли. А вот на сцене БДТ ему не везет. Современные советские пьесы этого периода были слишком примитивны. Герои не мыслили, не постигали, не открывали — они твердо стояли на земле и с чем-нибудь конкретным боролись.
После нескольких неудач Смоктуновский ушел из БДТ и играл в основном в кино. Здесь он поражал зрителей своими возможностями: трагический мыслитель Гамлет, милый и смешной романтик-грабитель Юрий Деточкин, блестящий светский Илья Куликов в фильме «Девять дней одного года». И везде играл он Личность! Необыкновенных, нестандартных, не от мира сего! Он мог восхищать, как Илья Куликов, мог пугать, как Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании», но каждый раз это было вдохновенным открытием новой грани человеческой личности.
Продолжение цикла: Алексей Баталов
Эра поклонения актерам… Задумайтесь, кто вы сами? И зачем…
Хороший вопрос! Сколь человечество существует, столь и стоит перед этим вопросом. А относительно эры поклонения, это не столько актерам, сколько ушедшей эпохе. Нормальная ситуация. Просто актеры у всех в памяти и на виду до сих пор благодаря кино. И судьба их быть своеобразным лицом поколения.