В конце 18 века в литературе появился сборник философских и мистических новелл Э.Т.А.Гофмана «Серапионовы братья». Группа молодых людей по очереди рассказывают друг другу романтические и поучительные истории. И все оно было бы обычно, но назвали себя эти молодые люди в честь неведомого стародавнего пустынника Серапиона, тем самым отграничив себя от современной им обыденной жизни.
1 февраля 1921 года в «Литературной студии», которую вели тогда Корней Чуковский, Николай Гумилев и Борис Эйхенбаум, состоялось первое заседание литературной группы молодых писателей, назвавших себя «Серапионовыми братьями» по примеру гофмановских героев. Членами этой группы были из хорошо известных нам писателей Вениамин Каверин, Михаил Зощенко, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов и менее известные сейчас Лев Лунц, Илья Груздев, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Елизавета Полонская. Этот состав группы остался почти неизменным, было решено новых членов не принимать! Итак, эта группа сознательно и резко отделила себя от окружающей действительности первых революционных лет.
Что же происходило внутри этой общины? Они не прятались от мира! На свои заседания они приглашали многочисленных друзей и обсуждали новые работы вместе с ними. Но за собой никого не звали. Идейным вождем Серапионовых братьев был интереснейший писатель начала века Евгений Замятин.
Что же провозглашали «братья» против чего и во имя чего объединись и отъединились?
Спустя десятилетия члены группы, пытаясь сформулировать основную идею, упоминали и любовь к литературе, и желание сломать инерцию и честно выразить все испытанное в те жестокие годы, и романтику дружбы.
Но, наверно, любимой движущей силой был поиск новых художественных решений, совершенствование техники — все то, что буквально через десяток лет, было зловещим обвинением в формализме.
В то время, как молодая республика в муках рождала пролетарское искусство, старательно разрушая все, что было сделано до них, «Серапионовы братья» главным своим принципом провозгласили аполитичность. Время требовало от них выбора, требовало встать по одну из сторон баррикады. А они поворачивались к этой баррикаде спиной. Что же хотели они видеть? Народные сказания, остросюжетные повести в духе Конан-Дойля и Дюма, романтические легенды, веселые зарисовки из быта. Что угодно, только бы не шагать правой или левой в общем строю!
Писатели были талантливы! На их заседания любили приходить Максим Горький и Виктор Шкловский. Бывала и Анна Ахматова. Но жизнь шла своим чередом. Не удалось молодым писателям сохранить свою аполитичность! Николай Тихонов стал классиком советской поэзии, романтиком революции. Всеволод Иванов в поисках острых сюжетов вышел на тематику гражданской войны. А позже началось давление молодой и рьяной советской цензуры. Аполитичные «братья» стали опасны пролетарской литературе. Был навсегда выброшен из литературы Евгений Замятин, был раздавлен Михаил Зощенко.
Уже в 1926 году собрания «Серапионовых братьев» прекратились!
Продолжение цикла: Путаница-Психея