Первая половина 6 века нашей эры. На юге Европы бушуют религиозные страсти и войны. Остатки античной культуры безжалостно уничтожаются, как вредное языческое инакомыслие. Пришедшее к власти христианство уже несколько веков перекраивает жизнь и быт людей на новый лад. Язычеству приходится хорониться в труднодоступных местах, на севере, и там оно сильно по-прежнему.
Кровожадные северные боги признают единственную святость – смерть на поле боя. Да и что тут их винить в этом! Хорошо было кроткому христианству зарождаться в благословенных южных рощах, где все само растет, где можно бросить в пыль накопленные сокровища и идти себе по дорогам, срывая по пути плоды с деревьев.
В холодной скалистой Скандинавии единственной возможностью выжить была вечная борьба. Хочешь жить – отними у того, кто слабее, иначе отнимут у тебя!
Вот так и выросло меж двух огней племя славян, не принявшее пришедшее к власти христианство и не записавшееся в морские разбойники.
В начале 6 века мощное варяжское племя готов царствовало на Черном море по-хозяйски и выросло в целое царство с достаточно развитой культурой. С этим царством в любви и согласии жила Византия – с таким соседом лучше было не ссориться. Оставило это племя и письменные источники. Даже имя летописца сохранилось – Иордан. Явно византиец, поступивший на службу к готскому двору.
И в летописных сказаниях, оставленных Иорданом, читаем следующее.
Определимся с географией. Что за город такой Новиетун? В других источниках он упоминается как Новиодунум. Это современный румынский город Исакча, когда-то бывший византийской крепостью, потом на долгие века захваченный турками. И стоит этот город на самой границе между Румынией и Одесской областью Украины, на берегу Днепра.
То есть территория расселения славян в начале 6 века начиналась совсем рядом с пышной и сильной христианской Византией, которой требовалось все больше и больше земель, и рабов, и денег, и товаров. И видимо, Днепр был тем рубежом, за которым тогда начинались владения славян.
Трудно сказать, какое именно озеро Иордан назвал Мурсианским. Там поблизости целых три озера, но может быть с веками то древнее Мурсианское озеро обмелело и распалось на три нынешних.
Реки Данастр и Данапр – это, конечно, нынешние Днестр и Днепр. Здесь и жили самые могущественные из славян анты. Почему анты?
Происхождение этого греческого слова достаточно туманно. Выводили его и из тюркских, и из иранских корней, связывали и с лесами, и с болотами.
Но еще в начале ХХ века историк М.Ю. Брайчевский установил, что это греческое слово аналогично по значению славянскому слову «поляне».
И тут надо хорошо осознать, что для наших предков означало слово «поле». Для нас-то это открытое пространство, которое можно чем-то полезным засеять. А выражение «поле битвы» осталось лишь красивой метафорой.
Для наших предков, живущих в окружении врагов, поле было линией фронта, постоянной горячей точкой.
Обратили внимание на фразу Иордана о том, что болота и леса заменяют славянам города. Да, жил этот народ в лесах и на болотах, а в поле выходил только за тем, чтобы защитить себя от врагов.
Поэтому «поляне» — это отнюдь не мирные пахари. Это народ воинов, богатырей.
В Слове о полку Игореве находим такую фразу.
Почему полю надо загородить ворота, чтобы спасти Русь? Потому что поле – это война!
Если мы почитаем летописную запись Иордана дальше, то найдем весьма пренебрежительный отзыв о славянских воинах, не имеющих приличного воинам вооружения и побеждающих исключительно в виду своей многочисленности. Но побеждающих ведь! Вот незадача для этих извечных врагов-соседей, Византии и готов. Побеждают. Иначе как они удержались бы в этом соседстве с сильными державами? И вот так, поначалу хоронясь в лесах, выживали славяне и росли, занимали все новые территории двигаясь и на север, и на восток. Отделялись все новые и новые ветви, занимали новые территории, начинали враждовать друг с другом.
Но и среди скандинавских варяжских племен тоже единства не было. Повезло готам, нашли удобное место на теплом черноморском берегу, осели там. А остальные варяжские племена продолжали жить разбоем, чтобы выжить.
И среди варяжских разбойников известностью пользовалось племя русов, державших в страхе все балтийские земли. К 8 веку русы добрались до славян и открыли настоящий промысел, грабя славянские поселения, убивая мужчин и уводя женщин и детей на продажу в рабство. Для удобства своего бизнеса осели они в трех удобных для себя пунктах – Куябе, ставшей потом градом Киевом, в месте, названном позже Старой Руссой, и в загадочной Арзании, возможно, Белоозере.
Это были тяжелые века борьбы славян за существование и закончилась эта борьба победой русов, а конкретно варяга Рюрика, руса.
Более или менее доподлинно известна об этом человеке лишь дата его кончины – 879 год по летописному сказанию. Действительно ли имя его было Рюрик? Или это лишь обозначение его титула? В переводе с прагерманского языка это слово, состоящее из двух корней, означает «славный военоначальник». Конечно, могли при рождении ребенку и такое имя дать, в надежде, что оно сыграет роль в его судьбе. Но очень похоже на то, что летописями зафиксировано не имя, а обозначение.
Следы Рюрика искали в исторических документах с 18 века. Находки позволили сделать предположение о том, что происходил он из датского варяжского рода. Возможно, именно он встречался в Дании с франкским королем Карлом Лысым, о чем имеются летописные сведения.
Дальше в истории сплошные загадки и догадки. Создавалась наша Повесть временных лет спустя три века после этих событий. И в распоряжении Нестора были лишь изустные предания, которые он скрупулезно собрал и изложил так, как казалось ему правильным. А правильным казалась ему сильная княжеская власть, единой душой живущее государство. Так родилась легенда о призвании варягов. О том, что славяне, уставшие от собственных распрей, сами пригласили себе сильного князя, чтобы и объединил их, и защитил от врагов.
Но фактически эта истории выглядит несколько иначе. В 862 году Рюрик прибывает со своей русской дружиной в славянский город Новгород и мгновенно захватывает власть с помощью некоего предателя, новгородского боярина. В летописях носит он имя Гостомысла. Но опять-таки непонятно, имя ли это? Гостомысл – это можно перевести, как «некто, сочувствующий гостям, то есть пришельцам».
О том, что не призывали славяне русов на свою голову, свидетельствует новгородское восстание, которое вскоре началось. Во главе его был Вадим Храбрый. На время восставшим даже удалось захватить власть в Новгороде. Но Рюрик вернулся, и жестоко подавил восстание, а заодно и расширил свои владения, присоединив Белоозеро, Ладогу и город Изборск.
А что касается упоминаемых Нестором воевод Синеуса и Трувора, которым, якобы, Рюрик отделил Белоозеро и Изборск, то это лишь ошибка в переводе варяжских источников, которыми, видимо, пользовался Нестор. Sin hus – это в точном переводе «родственники», а tru voring – «его дружина». То есть прибыл в Новгород Рюрик не с Синеусом и Трувором, а своей дружиной и родней.
Так и сел Рюрик в Новгороде, захватив весь славянский северо-запад. Так стал славянский народ русским, то есть принадлежащим руссам.
Умер Рюрик в 879 году, оставив маленького сына Игоря на попечение Олега, своего соратника, а возможно, и родственника.
Продолжение цикла: Трубчевск и Трубецкие