Роман о чудесах разума

История героя, спасающего мир от гибели, вступающего в борьбу с внеземным разумом, конечно, не нова. Более того, это одна из самых популярных тем в мировой фантастике.

Но писатель, доктор биологических наук, исследователь мыслительных процессов,  Павел Шарпп, лауреат 2-й степени конкурса «Новый сказ» П.П. Бажова в номинации «Фантастика», в своей  книге “Ирония на два голоса” подошел к этой теме с неожиданной стороны. Герою этой книги Артему уготована необычная судьба. И читатель с первых же строк готов к неожиданностям.

Сколько же рассказчиков в этом романе? Всю эту фантастическую историю наблюдает вместе с читателем незримый автор то из салона самолета, то чуть ли не в момент катастрофы, обернувшейся сном, то в спокойной беседе со своим псом. Если герой, рассказывающий свою историю бесконечно ироничен по отношению к самому себе, то этот наблюдатель за кадром спокоен и мудр. Он то ли заранее предвидит конец этой истории, то ли создает его на наших глазах.

А сам герой-рассказчик, Артем, будущий ученый, с первых страниц удивляет читателя свойствами своей памяти. Он помнит момент своего рождения в маленьком роддоме послевоенной Сибири, где родильная палата отапливается камином и сразу ощущает рождение своего внутреннего голоса. Этому голосу рассказчик даст имя — ВГ и будет расти с ним плечо к плечу.

И на глазах читателя эта непонятная сущность  поведет героя по какому-то пока неясному пути. Будет без конца иронизировать, поддразнивать, провоцировать на странные поступки, заставляя увидеть явления и события с другого ракурса. И этим будет оттачивать мышление Артема до необычайной для ребенка остроты.

Так шаг за шагом эта личность из ехидного воспитателя, становится единомышленником и наконец, необходимым для жизни другом. ВГ заботливо строит судьбу Артема, готовя его встречу с любимой женщиной, без которой победа в дальнейшей борьбе за судьбу человечества, была бы немыслимой.

И за всем этим развитием сюжета мы  ощущаем присутствие Автора, который без конца подбрасывает читателю вопросы без ответа, заставляя складывать паззл из странных явлений и событий в жизни Артема. Ну что ж, думает читатель, история ребенка-вундеркинда, — сколько их таких было!

Но как же сбивают с толку и настораживают афористичные заголовки глав романа. Они, то философски глубокие, то смешные, заставляют искать скрытый смысл и выстраивать последующие события. Эти заголовки как бы пробуждают голос ВГ где-то внутри собственного Я читателя.

Вот так эти необычные события среди подчеркнуто обыденной жизни середины XX века в российской глубинке подводят читателя ко второй части романа с загадочным названием “Хронотараксис”. Это звучное слово — медицинский термин, нарушение временной шкалы, невозможность соотносить происходящие события с определенным временем. Это тема научных исследований нашего героя, но это еще и мистический опыт нашего героя в мире Всеразума, где времени не существует.

Артем, герой романа,  закончил университет и получил направление в академгородок, чтобы исследовать проблемы памяти. Стал иным и ВГ. Если в начале роман читатель мог считать это явление особенностью ребенка-вундеркинда, то постепенно на наших глазах ВГ вырастает в самостоятельную личность. Это развитие, усложнение и обретение самостоятельности ВГ — замечательная находка автора. С самого начала внимание читателя оказывается прикованным к этому постоянному диалогу Артема — то явному, то скрытому — со своим Внутренним Голосом. И этот Голос вовсе не второе “Я”. Это иная личность. И здесь, во второй части романа, герой, наконец, осознает свое сосуществование с ВГ как симбиоз.

Только теперь для читателя складывается весь паззл из загадочных событий и явлений. Светлые силы бесконечного мира Всеразума выбирают и взращивают того, кому откроется путь в мир, куда нет пути живым.

Автор с удивительной философской глубиной и скрупулезностью ученого знакомит читателя с законами разумной Вселенной, с миром высших сущностей, в котором идет бесконечная борьба. И в течение миллионов лет погибают одна за другой земные цивилизации, ставшие заложниками в этой борьбе.

Внутреннему голосу теперь не до шуток и иронии. С замечательной психологической достоверностью рисует нам автор попытки героя понять законы существования этого мира, правильно оценить расстановку сил и слабые стороны противника.

А противник коварен: уступив в главном, отказавшись от уничтожения земной цивилизации, он наносит удар за ударом. И начинает с того, что лишает героя связи со своим Внутренним Голосом..

Мастерски рисует автор мгновенное изменение личности героя. Неуловимо меняется язык и стиль повествования, исчезает острота, ирония, проницательность, ему свойственные. Лишившись контакта с ВГ, герой духовно угасает.

Во всем этом замечательно выстроенном сюжете борьбы человека с темными силами разумной Вселенной, где герой все-таки одерживает победу, много проблем, над которыми стоит задуматься читателю. И неожиданная, непредсказуемая развязка сюжета, возможно, заведет кого-то в тупик.

Где лежат границы человеческих возможностей? Что такое судьба и как угадать свое предназначение? Как научиться этому удивительному контакту человека с собственным внутренним голосом, способном защитить  от манипуляции и соблазна  неверного пути?

И конечно, вечными будут размышления о чуде любви, о том единственном и истинном чуде, которое оказалось способным победить козни темных сил и спасти героя из плена Всеразума.

Книга Павла Шарппа “Ирония на два голоса”, отмеченная наградой на литературном конкурсе “Новый сказ” им. П.П. Бажова, написана не только для особой категории читателей, легко ориентирующихся в философских и психологических категориях. Эта книга с ее удивительным свойством активизировать мыслительный процесс как никогда необходима молодежи. Пусть услышат они свой Внутренний Голос и не свернут с верного пути.

 

Читайте роман Павла Шарппа «Ирония на два голоса»  https://www.litres.ru/pavel-sharpp/ironiya-na-dva-golosa/?Ifrom=266045209

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.