Удивительным образом все наши представления о мире сходятся на его дуальности, на неких двух противоположностях, составляющих единство. А также на некоей третьей силе, которая эти две противоположности навеки соединила.
Вспомним Библию:
Перед нами две противоположности: безвидная, пустая и темная земля — и бесприютный Дух, обитатель неба. Два плана перед нами — материальный и духовный, но оба плана пока разрозненны, хаотичны и пусты. Понадобилась третья сила – Творец, чтобы сказать: «Да будет свет» и соединить оба плана в единый мир.
Вспомним древнегреческие мифы. Первоначален Хаос – в переводе с древнегреческого «бездна». И тут бездна. Некая бесконечная пустота. Но явился Логос – гармония, порядок – и началась история мира. А если верить Платону, то слился он с Хаосом не просто так, а по воле Эроса. И не путать его с шаловливым крылатым младенцем, сыном Афродиты. Эрос Платона существовал всегда. Это некая сила, одухотворяющая все живое. То самое, что соединяет плюс и минус, свет и тьму, мужчину и женщину.
Вспомним китайскую философию. Есть Инь – темное, холодное, мягкое, отрицательное, взращивающее женское начало. И есть Ян – светлое, теплое, твердое, положительное, рождающее мужское начало. И есть энергия Ци, соединившая их в единое целое.
Можно вспомнить еще массу языческих мифов, и везде мы найдем эти два начала и акт творения.
Давайте обратим внимание и на то, что сами мы представляем собой такое же единство. Облик наш симметричен. Мозг наш разделен на два полушария: правое и левое. Правое – чтобы создать в виде эмоционального всплеска духовный объект: образ, замысел, проект. Левое – для воплощения этого духовного объекта во времени и пространстве в виде действия или в виде слова.
И те тексты, которые мы создаем, имеют те же составляющие: содержание(образ) и форму(воплощение). Поэтому и все, чем мы сможем украсить созданный нами текст, будет относиться или углублению образа, или к созданию яркой формы.
А зачем это все? Существует мнение, что такие ухищрения только для красоты, вроде бордюрчика по краю листа, а главное можно сказать телеграфным кодом, и все будет понятно! На этом мнении выросла целая волна современной западной литературы, по стилю напоминающей подписи к коммиксам.
Но почему-то ведь начал пещерный человек когда-то украшать свой мир. Зачем? Если представить себе его жизнь, то станет понятно, что ему было не до излишеств, нужно было выживать. Но почему-то для выживания человеку стало совершенно необходимо покрыть свою посуду узором, вышить узор на одежде, нанести узор на лицо и руки, издавать хором ритмичные звуки, совершать всем вместе ритмические движения.
Это заложено в нашей человеческой сути. Внешне мы хаотическая материя, являющаяся на свет, растущая, рождающая, умирающая. И неизвестно, что день грядущий нам готовит: радость или беду – сплошной мрак и хаос. Но мы при этом еще и часть этого огромного мира, в котором царит математическая стройность, повторяющиеся циклы, ритмично сменяющие друг друга светила на небе. И человек стремится попасть с этим ритмом в ногу и победить хаотичность материи.
Вы замечали сколько информации несет музыка, просто музыка, без слов? И ведь даже образы похожие рождаются! Как такое получается? Что делает шум музыкальным звуком? ритм колебания звуковой волны. Что делает набор звуков музыкой? Ритм! Что делает набор слов стихотворением? Ритм, потому что рифма, это тоже по существу ритм.
Нет более бессмысленного занятия, чем пересказывать в прозе лирическое стихотворение. Ну, перескажем мы в двух-трех фразах стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». И спросим себя тут же: и что? Непонятно, зачем все это было сказано. Осень и осень! Только стихотворная форма придает этим словам особый смысл, открывает глубинные планы.
Об этой великой магии стиха блестяще написал А.С.Пушкин в своем стихотворении «Прозаик и поэт»:
Так в чем же тут секрет? Почему, казалось бы, такая сложность, как ритм, рифма, обилие образов делает информацию интересной, усвояемой да еще и удовольствие приносит?
Человечеству за последние столетия удалось прочно забыть о собственной природе. А природа человеческая, в отличие от природы всего прочего мира, тройственна: тело, душа, дух. И у каждой из этих составляющих своя суть, своя уникальная материя и образ существования.
Тело мы питаем определенным набором белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов.
Пища души — эмоции, главная из которых, любовь! Всеобъемлющее состояние, необходимое для души в той же степени, что и вода для тела.
И есть дух. И пищей для его является творческий акт. Как телу нашему требуется поглощать, чтобы жить, — так и духу нашему требуется постоянно творить.
И чем больше простора для творчества мы предлагаем духу, тем большее удовольствие при этом получаем.
Поэтому не повторяйте бездумно глупейшую фразу современных западных мыслителей: если ты такой умный, почему ты такой бедный. Люди-творцы получают о процесса творчество нечто гораздо более ценное, нежели деньги.
Продолжение цикла: Размышления о гласных звуках
Точно! Как много людей с интересными хобби, и это здорово. Не всем хобби приносит деньги. В большинстве случаев это всё для души. И очень жаль, что есть такие товарищи, которые не понимают — как это человек может тратить время на какое-то занятие, которое не приносит прибыль… Удовольствие порой не купишь ни за какие деньги 🙂
Текст гениален! Тут и ритм и образ жизни. И Вселенной! Лично я в восторге! Спасибо, Оля! Я той же веры!