В исторической и атеистической литературе советского времени можно было найти сетования и печали по поводу странного выбора человечества в первые века христианства.
Как! Уйти от такой красивой, живописной и увлекательной античной мифологии в полную тьму средневековья! Прямо-таки отброшено было человечество от вершин цивилизации в некий пещерный мир. И на этом фоне процесс, который был назван Возрождением, выглядел действительно как возрождение античных гуманистических идеалов. Так это выглядело, и так это подавалось!
Давайте приглядимся повнимательнее к тому, что собой представляла античная мифология, особенно к началу новой эры. Возможно, увидим причины, по которым человечество отказалось от этого пути.
Для начала вспомним, что такое религия в целом. «re-ligio” — восстановление связи. Чего с чем?
Странным образом все религии мира при всем их разнообразии сходятся в одном. Есть в существе человеческом некое высшее Я, частица некоей сверхличности, мостик между миром повседневным и миром вечным. Но как же трудно до этого Я достучаться, когда необходимо! А необходимо очень часто! Это высшее Я знает все ответы на все вопросы, оно существует вне времени и пространства, а значит, знает будущее и видит то, что скрыто в дали неведомой. Оно способно защитить от опасности, изменив ход событий этого мира!
И на каком-то этапе существования человечества это Я превратилось в ОНО. То, что в Библии, вероятно, названо грехопадением человека и изгнанием его из Рая.
И с тех пор человечество в вечных трудах пытается эту связь восстановить, вернуть человечеству потерянное Я.
Языческая религия во всех своих мифологиях пошла по такому пути. Если Я превратилось в ОНО, то это ОНО можно упросить, задобрить, вымолить прощение. Потому что где-то опять-таки в темных наших глубинах сидит это ощущение вины за разорванную связь.
А для того, чтобы войти в контакт с этой обиженной высшей силой, надо овладеть ее языком, научиться мыслить ее категориями. Так возникают все виды искусства.
И тут процесс познания Я вдруг выходит из-под контроля. Познание превращается в создание, потому что награждены мы изначально творческой силой, Духом, — творим по своему образу и подобию все вокруг.
И начался процесс «очеловечивания» своего высшего Я. Оно обрастает национальными признаками, поступками, мыслями, эмоциями — всем тем, что свойственно самому человеку.
Так рождается сложное, ветвистое генеалогическое древо древнегреческой мифологии.
Удивительные, прекрасные, романтичные, поэтичные высшие силы, которые всем хороши, кроме одного! До человечества им нет никакого дела! Им можно молиться, им можно строить прекрасные храмы и приносить жертвы. Но они не соизволят кинуть взоры на жалкое существо под названием человек. Они все решают сами. Захотят, вступят с человеком в интимную связь, как Зевс практиковал. Захотят — принесут людям огонь, как Прометей. А может, возьмут да и уничтожат в одночасье.
Этот путь религии уперся в тупик. Созданные людьми боги совершенно не собирались восстанавливать разрушенную связь между человеком и Я. Исчезло оно, это Я, превратилось в ОНИ.
Да и трудно считать высшей силой существа, которые бранятся между собой, ссорятся, изменяют друг другу направо и налево.
Римская республика, а потом империя , завоевав Афины, почти полностью присвоило религиозную систему, только богов назвала по-своему.
А дальше пошел интересный процесс. Греческие боги, ставшие римскими, все более и более теряют личностные черты. Это как будто и возвращает из тупика на правильную дорогу, но тут же сворачивает в новый тупик.
Римские боги, ставшие аллегориями и идеями, вдруг начинают размножаться подобно раковым клеткам. Богами становятся отвлеченные понятия. Например, Демос — народ. В одном из древних городов Малой Азии было найдено изображение бородатого гражданина с подписью «Демос», чтобы никто не ошибся! Немудрено! Подобным образом выглядет и обожествленный Сенат, и Совет!
И как легко, с огоньком, произошло прижизненное обожествление императора Августа — всего лишь соответствующая инициативная группа хорошенько поработала над пиаром!
А с другой стороны обожествляться стали и все предметы материального мира — творения рук человеческих.
В 4 веке нашей эры христианский философ Августин Аврелий написал строки, вошедшие во все учебные пособия и хрестоматии.
Таким образом, и эта дорога к своему Я привела человечество в тупик.
Возможно, поэтому римское общество начала новой эры с упоением погрузилось во всякие колдовские культы. Здесь было хоть какое-то подобие личной связи с иным миром!
Продолжение цикла: «Поэт-мудрец из Колофона»