Первый фильм мастерской ФЭКС благополучно вышел на экраны 25 октября 1924 года. К семилетию Октябрьской революции. И вполне логично, что главная героиня фильма получила имя Октябрина.
А вместе с именем и все происходящее на экране действо приобрело некое символическое значение.
А происходили на экране вещи совершенно невозможные для кинематографа тех лет, когда только-только начинают осваиваться простейшие кинотрюки и спецэффекты. Когда в основном все фильмы снимаются в павильоне с более или менее креативными декорациями и с трех основных точек.
Начинающие кинорежиссеры и сценаристы Г.Козинцев и Л.Трауберг и здесь разрушили все стереотипы.
Сценарий фильма был незамысловат, но не в сюжете было дело! Сюжет был режиссерам так же не важен, как художникам Агитпропа.
Итак, главная героиня Октябрина. Зинаиде Тарховской, настоящему ветерану ФЭКС, пришлось нелегко. Ее отличная физическая подготовка балерины очень выручала. Ей приходилось перепрыгивать с крыши на крышу, без конца бежать, разъезжать на мотоцикле и отстреливаться.
А ведь все так мирно начиналось по сценарию!
Комсомолка, спортсменка, красавица Октябрина, еще и управдом к тому же, выселяет на крышу злостного неплательщика нэпмана, которого играет Евгений Кумейко.
Нэпман с горя решает хлебнуть пивка! Но бутылка-то не простая! Внутри сидит настоящий джинн XX века, удивительное существо Кулидж Керзонович Пуанкаре! Кому-нибудь что-то говорит это изысканное имя?
Джон Калвин Кулидж — 30 президент США.
Маркиз Джордж Натениэл Керзон, минист иностранных дел Великобритании, направивший в 1923 году свой знаменитый ультиматум. В ультиматуме содержалась угроза разрыва отношений с Советской Россией за нарушение условий торгового договора.
Раймон Пуанкаре, премьер-министр Франции, такой удачливый глава правительства, которому удалось сохранить свой пост на целых 17 лет.
Как видите, наш удивительный джинн из пивной бутылки — это собирательный образ мирового капитала.
Это была первая роль в кино замечательного артиста Сергея Мартинсона. Для создания образа ему даже особого грима не понадобилось — только ужасающие брови наклеили, и вот вам дядюшка СЭМ во плоти!
Но не так все просто! Практически ничего не меняя в своем облике, Сергей Мартинсон превращался в целых пять капиталистических особей, символизируя основных врагов Советской России. И каждый раз был легко узнаваем под дружный хохот зала.
И вот, появившись на крыше дома и войдя в альянс с нашим нэпманом, Кулидж Керзонович предлагает ему — что бы вы думали? — ограбить Государственный банк Советской России.
Но эти коварные планы раскрывает отважная комсомолка Октябрина в неизменной буденновке. Она мчится за злодеями на удивительном механизме: вроде бы и мотоцикл, но технический комсомольский гений героини снабдил его потрясающими гаджетами. На этом мотоцикле имеется телефон! Напомним, до появления мобильников еще лет 70 впереди!
Сюда же вмонтирована пишущая машинка, на которой Октябрина успевает на полном ходу строчить официальные письма и донесения. И главное оружие — пожарный шланг, бьющий врагов наповал!
Конечно, мировой капитал в лице Кулиджа Керзоновича и отечественный буржуазный элемент не в силах противостоять такой физической подготовке и технической оснащенности комсомола! Они вынуждены спасаться на верхушке Исаакиевского собора. И туда добрались наши режиссеры вместе с опытнейшим русским оператором Фридрихом Вериго-Даровским!
И здесь злодеев ждет бесславный конец! Нэпман, увидев сверху процветающий и неуязвимый город Ленинград, впадает в жестокую депрессию и вешается на собственных подтяжках.
А Кулидж Керзонович, настигнутый вездесущей Октябриной, превращается в футбольный мяч. И конечно же летит в ворота мирового капитала!
Где только не снимался этот фильм! На покатых питерских крышах, под флюгером Адмиралтейства и с земли лежащим на спине оператором. И это при том, что к услугам молодых творцов была только старенькая камера Пате, все время зажевывавшая пленку.
И несмотря на все это фильм состоялся, прошел по экранам и, конечно, вызвал немало споров на обсуждении художественного совета.
Но замечательный классик советской литературы, историк искусства Юрий Тынянов отозвался об этом смелом эксперименте очень тепло.
К сожалению, от этого первого фильма Григория Козинцева остались лишь отдельные кадры. Фильм погиб, как многие ленты дозвуковой эпохи советского кино.
Продолжение цикла: Первые студенты ФЭКС