Петровские ассамблеи

1316534496_e754

Блестящий 18 век 

Перед нами любопытный документ. Автор его Петр I. 1716 года июня в 19 день — так он датирован. И называется следующим образом: «Объявление каким образом ассамблеи отправлять надлежит». То есть перед нами подробная инструкция, как организовать мероприятие под названием ассамблея. И тут же краткое пояснение для тех, кто это слово впервые слышит.

Чтобы не затруднять вас осмыслением текста, написанного триста лет назад, перескажу его современным языком и слегка прокомментирую.

Итак, что же такое ассамблея. Прежде всего, отмечает Петр I, слово это французское, на русский язык не переводится, потому что подобных явлений на Руси не бывало. Так что переводить не пытайтесь, принимайте, как есть.

Во-вторых, это вольное, домашнее собрание, прием гостей, причем, не только забавы ради, но и для дела. Поскольку здесь люди могут встретиться в непринужденной, не казенной, обстановке, обменяться новостями, познакомиться с новыми людьми и, возможно, завязать деловые контакты.

А дальше следует пошаговая инструкция с характерным примечанием: «покамест в обычаи войдет». То есть, пока не освоили эту науку, следуйте означенным пунктам, и все получится.

Итак, пункт 1.

О готовящейся Ассамблее надо предупреждать гостей заранее письмом, «или иным знаком». А какие могли быть варианты? Это ведь 1716 год, далеко не все русские аристократические круги могут похвастаться умением писать письма. Значит, вероятно, можно послать курьеров с устным посланием.

2. Начинать ассамблею не ранее 16-17 часов, а заканчивать не позднее 22.00. Отметим про себя, что балы и празднества, которые могли продолжаться всю ночь до утра, привились гораздо позже. У Петра все было разумно — пяти-шести часов для ассамблеи вполне достаточно.

3. Внимание! Хозяин вовсе даже не обязан кормить своих гостей роскошным обедом. А также не обязан их встречать и провожать. Все очень демократично. Пришел — молодец, хозяин рад тебя видеть, потому что ты ему не в тягость. Что же требуется от хозяина? «Несколько покоев очистить». То есть освободить от лишней мебели, привести в порядок, навести чистоту. Обеспечить на столах свечи и питье. На тот случай, если разгоряченные танцами гости захотят пить. А для нетанцующих гостей хозяин должен обеспечить иной досуг — настольные игры.

Смотрите, какая получается картина. Вменив ассамблеи в обязанность всем жителям столицы, Петр тут же уравнял в правах и богатых, и не очень. И сразу исключил возможность похвальбы собственным богатством. Оно перестало быть основанием для особого уважения.

4. Гость имеет право уехать и приехать в любое время в указанном промежутке. И хозяин не в праве требовать от него присутствовать на ассамблее до упора.

Это тоже важный пункт. В новом строящемся государстве все при деле, у всех масса забот, некогда сидеть в гостях без толку.

И с другой стороны уехали от тебя гости раньше времени — значит, ассамблея твоя не удалась, плохой ты хозяин. Следующий раз продумай, чем будешь гостей развлекать, чтобы не разбежались.

5. Очень интересный пункт. Если учесть, что всего лишь 15 лет назад пребывание в гостях обязательно означало сидение в молчанье у стеночки и поклоны, если появился важный высокопоставленный гость. А тут Петр предлагает все поставить с ног на голову. Гость на ассамблее должен чувствовать себя как дома. Ходить, разговаривать, как и когда ему вздумается. И еще раз особо подчеркивает Петр: не приветствовать вставанием никаких высоких особ и не провожать их до дверей. Не просто нельзя, а под страхом штрафного кубка, Орла. Это, на минуточку, 600-700 грамм алкогольного напитка.

То есть очень строго: пришел гость — хозяин его поприветствовал. Ушел гость — хозяин поклонился ему на прощание. А больше никаких церемоний.

6. Пункт совершенно шокирующий русское общество начала 18 века. Кому следует присутствовать на ассамблеях? Начиная с самых высших чинов, до низших дворянских чинов, в том числе обер-офицеров. А кроме этого, представителям знатных купеческих фамилий, и даже хозяевам мастерских, и даже приказным их руководящего состава.

То есть впервые за долгие столетия за одном столом могли оказаться знатнейшие и древнейшие русские аристократы, и люди низкого звания, плебеи — купцы и мастеровые.

7. А это пункт о том, кому не положено присутствовать на ассамблеях. Только служащим тех господ, которые в данный момент приглашены. Служители и лакеи должны были привезти своих господ в указанное место и оставаться на улице, пока господин будет занят. Но если хозяин ассамблеи отнесется к этому мероприятию добросовестно, то он, конечно, отведет для служителей и лакеев отдельное помещение. Они тоже люди.

Вот теперь пройдитесь по пунктам и проверьте себя: правильно ли вы сами организуете свои праздники с точки зрения Петра Великого.

Продолжение цикла: Дидро в России

Петровские ассамблеи: 2 комментария

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.