От Царскосельского моста до Московского проспекта

Острова моего города

Мы продолжаем наш бесконечный путь по Обводному каналу, самому длинному и самому скучному в Петербурге. Зачем мы упорно по нему движемся? А надо и такой Петербург понять – не парадный, не статусный. Его на туристических открыточках не представят и прогулочные катера по нему не покатают. А между тем, это очень важная историческая часть Питера. Обводный канал  в середине 19 века – это южная граница города.

И начинаем мы наш путь с целого букета Царскосельских мостов, который вырос из одного-единственного, самого первого в России железнодорожного моста.

В 19 веке очень многое было первым.

1 мая 1836 года по указу Николая I началось строительство неслыханного чуда – железной дороги, пока коротенькой. Всего лишь с Петербургской окраины до Царского села, для скорости сообщения царской семьи со своей летней резиденции. И маленький деревянный домик построили на Большой Загородной дороге, обустроенной еще в середине 18 века на месте старой тропки, ведущей к Екатерингофу.

А на пути из Петербурга на юг лег Обводный канал, через который необходимо было переправить первый русский поезд. Тогда и построен был первый в России железнодорожный мост. Был он деревянным, на два пути, и было понятно, что скоро придется его перестраивать.  Но 30 лет этот мост верно служил свою службу.

Перестроили его в 60-х годах на этот раз в железе. Параболические конструкции моста были заказаны в Бельгии.

В начале 20 века пришлось все перестраивать заново. Царскосельский вокзал, который ныне называется Витебским, построен заново и превратился в настоящий дворец, созданный архитектором С.А.Бржозовским. Настоящий шедевр эпохи модерн: и почти соборный купол, и колонны, и арки. Царскосельская железнодорожная линия давно уже стала служить всем городским жителям. Сначала была продолжена до Павловска, а к началу 20 века было решено продолжить от Павловска путь в Витебск. Дорога стала многоколейной, и узкий двуколейный мост через Обводный канал стал неудобен.

Тогда и создано было на месте старого моста два новых. Один узкий, одноколейный, на юго-запад, другой – широкий, на три пути, на северо-восток. Надежность конструкции была обеспечена металлической решеткой, а опоры моста облицованы камнем.

Оставив позади двойной Царскосельский железнодорожный мост, двинемся на запад по набережной Обводного канала. И сразу обращаем внимание на любопытное сооружение.

Это закладной камень церкви Святого Мученика Мирона Семеновского егерского полка.

В наше время слово «егерь» плотно закрепилось со всякими лесными охотничьими делами. Между тем, слово «егерь» — это не только охотник, это шире – стрелок.

Вспомним, как выглядела война до середины 18 века. «И вот нашли большое поле – есть разгуляться где на воле». Войне необходимы были большие открытые пространства, где можно проскакать конницей, пострелять из пушек, порубать саблями и прочими длинными режущими предметами. А индивидуальное огнестрельное оружие было лишь добавлением ко всей этой роскоши.

Семилетняя война 1756-1763 годов, которую некоторые исследователи считают первой мировой войной, многое изменила в военной практике. Измотанной за 7 лет Европе и Северной Америке было уже не до парадов и лихих конниц. Война проникла в горы и леса, где на коне не проскачешь и из пушки не постреляешь. Потребовались другие воины – небольшие отряды стрелков, которые легко могли передвигаться по лесам и горам, скрываться в расщелинах и оврагах и исподволь уничтожать врага. Именно так, как делают это охотники в погоне за сильным хищным зверем. Тогда и появились в европейских армиях егерские стрелковые отряды.

Егерскую роту сформировал в 1792 году Павел Петрович, еще будучи цесаревичем, в любимой своей Гатчине. Через четыре года он объединил ее с егерскими ротами Семеновского и Измайловского полка в отдельный Лейб-гвардии Егерский батальон.

Первый раз испробовали батальон в Аустерлицком сражении 1805 года и остались довольны. Состав увеличили вдвое и дали статус полка.

В 1835 году в память особых заслуг во всех военных действиях царствования Александра I и Николая I, был отдан указ Егерскому полку отмечать свой праздник в день Святого Великомученика Мирона, претерпевшего жестокие страдания за веру.

В Петербурге Егерский полк располагался у Семеновского плаца. Ныне это Пионерская площадь, где стоит Театр Юного зрителя.

Казармы Егерского полка располагались сначала по Звенигородской улице, позже на Рузовской. Здесь же, на пересечении Обводного канала с каналом Введенским поставили Полковой храм Святого Мирония.

А где это такой канал в Петербурге? Нет такого канала. Осталось название улицы «Введенский канал». Он существовал до 1967 года и соединял Обводный канал с Фонтанкой. Но был засыпан, и на его месте теперь улица. На этой старой фотографии вы видите справа этот канал рядом с Витебским вокзалом.

Построен Полковой храм был в 1849-1854 годах к сорокалетию победы объединенных русских войск в битве под Кульмом.

В 1930 году храм, как положено в советской действительности, был закрыт и использовался под склады, а еще через 4 года еще и взорван, чтобы даже память о нем истребить. Истребили. Много десятилетий на этом месте был грязный пустырь. В постсоветскую эпоху пустырь украсился автомойкой.

И наконец в 2016  году было решено восстановить этот храм.

А мы движемся дальше, к Рузовскому мосту, который соединяет Рузовскую улицу с Рыбинской улицей по ту сторону Обводного канала.

Весь этот довольно большой участок Петербурга почти до нынешнего Московского проспекта был далекой окраиной, военным городком Семеновского полка, поэтому и архитектура зданий по набережной Обводного канала, там где она сохранилась и не заменена современными торговыми и бизнес-центрами, весьма сурова. Казармы они и есть казармы.

Здесь обратите внимание еще и на то, что этот участок назывался официально Московской полицейской частью. Московской? Значит, и улицы в этом едва начинающемся застраиваться районе, получили названия маленьких городов Московской губернии. Звенигород? – Звенигородская улица, Серпуховская и так далее. Дальше мы встретим еще ряд улочек, выходящих на Обводный канал с такими «московскими названиями».

Такова и Рузовская улица — есть такой подмосковный городок Руза.

Ничем особенным эта улица не интересна, разве что тем, что именно здесь до самой революции квартировал Егерский полк, здесь были его «зимние квартиры».

И Рузовский мост ничем особенным не интересен. Он довольно новый. Построен в первоначальном своем деревянном варианте в 1961 году в связи с активной застройкой Фрунзенского района.  Перестроен в 1985 году – опять в дереве. Это был последний построенный в Петербурге-Ленинграде деревянный мост. Ушла эпоха деревянных мостов. И в 1994-1996 году, когда началось строительство набережной на южном берегу Обводного канала, взамен старых деревянных мостов появились совершенно однотипные мосты-близнецы, один из которых Рузовский.

Движемся дальше. К Можайской улице и Можайскому мосту. В этой части набережной старых казарм все меньше и меньше. Их постепенно заменяют современными зданиями. А Можайская улица, в честь города Можайска в Подмосковье, тоже одна из улиц Семеновского полка.

Можайский мост, построенный в 1904 году, был деревянным.  В блокаду он был разрушен и восстановлен только в 1984 году как пешеходный.  Поначалу был украшен фонарями, но потом решили, что это ненужная роскошь – и так достаточно света с набережной.

Продолжаем путь по набережной Обводного канала мимо улочек с «московскими» именами: Серпуховская, Бронницкая.

И перед нами Газовый мост. Маленький, совершенно невыразительный. Интересный только своим историческим названием.

В 1835 году в России началась новая эпоха – газового освещения. В Петербурге было создано Общество освещения газом Петербурга». Это был настоящий промышленный переворот. Светильный газ получали из угля. А уголь везли из Англии морем. Это было и быстрее и дешевле, чем тащить его по всей русской земле на лошадях. Железных дорого-то не было еще. Заграничным было и все оборудование, и чугунные трубы, по которым должен был с завода поступать газ. Отечественными были только фарфоровые светильники.

И конечно, такой газовой роскоши хватило только на Невский проспект до Николаевской площади (Площадь Восстания) и на прилегающие к нему улицы. Построен был завод по добыче газа из английского угля на южном берегу Обводного канала – необходим был для безопасности легкодоступный источник воды. А для прокладки чугунных труб через Обводный канал в город был создан Газовый мост. Поначалу деревянный – только для труб. К началу 20 века его заменили более солидным металлическим, трехпролетным. Но пешеходным его сделали только после войны в период восстановления города.

В 1984 году, когда шло  целое серийное производство мостов через Обводный канал, был воздвигнут новый мост, уже не имеющий технологического значения, но по старой памяти названный Газовым, а старый был разобран.

Следующий мост по Обводному каналу – Масляный. И как принято в царстве Обводного канала, назван он по имени своей сухопутной части, Масляного переулка.

Почему Масляный? Образовался этот топографический объект сравнительно недавно. В 1910 году была впервые упомянута проходящая в этих местах улица Новая, ныне улица Булавского. А в 1936 году вдруг было решено построить здесь маслозавод «Красная звезда». Видимо, впопыхах даже и не заметили, что на этом месте есть какая-то Новая улица. Так и исчез порядочный кусок улицы за воротами маслозавода, вскоре превратившегося в комбинат «Масложир». А за территорией комбината до самого Обводного канала образовался проходик, который получил название Масляного переулка.

Вот так случайно образовался этот топографический объект, Масляный мост — дитя комбината Масложир. Но как ни странно именно здесь сохранился довольно интересный для этих мест памятник архитектуры середины 19 века по проекту архитектора Х.Х.Тацки .

Здесь кончается территория исторического района «Семенцы», земли Семеновского полка. Дальше к западу начинаются земли доходных домов – дешевого жилья для мелких чиновников, бедных студентов и гимназических учителей.

 

Вот и приближаемся мы к самому длинному проспекту Петербурга – Московскому проспекту. И возле самого Новомосковского моста, на котором заканчивается наше сегодняшнее путешествие на нашем пути весьма интересное здание –  шедевр архитектурной мысли 30-х годов 20 века. Странная смесь несовместимого – конструктивизма первого советского десятилетия и наступающего тяжелой поступью сталинского барокко. Здание, в котором располагаются множество бизнес-центров и Фрунзенский универмаг, настолько нелепо на вид, что все постсоветские годы идут нескончаемые дискуссии, что бы с ним такое сделать, чтобы придать ему более гармоничный вид.

Ну что ж, поживем — увидим!

А вот и Новомосковский мост. В первоначальном своем варианте он построен был в  начале 19 века, в 1806-1816 годах. Целых десять лет с ним возились. Вероятно, для Петербурга не был он в то время предметом первой необходимости, потому что находился в то время за городской чертой. Но поскольку город рос, и загородные особняки готовились выбраться дальше к югу, возникла необходимость и в достойной переправе через Обводный канал. И такая переправа была построена.

Создан был мост очень добротный, по образцу питерских  мостов центральной части города. Мост чугунный, арочный. Опоры каменные, облицованные гранитом. Почти сто лет стоял этот мост, не требуя перестройки.

 

Но в начале 20 века появилось в Петербурге неслыханное новшевство — трамвай. А так как к началу века Петербург разросся вширь и перешагнул на юге за Обводный канал, то трамвайную ветку было решено пустить и туда.  В 1906 -1908 годах Новомосковский мост был перестроен, расширен для прокладки двухколейной трамвайной линии.

Еще тридцать лет прошло, и пришла пора троллейбусов. Тем более, что территория нынешнего Московского района начала очень активно застраиваться. Новомосковский мост пришлось снова расширять. В 1941 году, прямо перед войной по перестроенному и расширенному мосту прошли троллейбусы.

И наконец, в 1965-67 годах мост стал окончательно железобетонным. Кто знает, какие еще новые виды транспорта потребуют его новой перестройки?

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.