Братья Апостолы

 

Люди XIX века

В 1805 году дипломата Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола срочно отозвали с его дипломатической службы в Испании и отправили в отставку.

Поговаривали, что дипломат слишком откровенно говорил об убийстве Павла I и сам непосредственно участвовал в заговоре, готовя проекты ограничения императорской власти.

Это был истинный человек эпохи Просвещения: умный, талантливый, деловой и проницательный. На дипломатической службе провел девять лет в целом ряде европейских стран. Знал восемь языков и был очень уважаем в европейских кругах.

Но в 1805 ему пришлось вернуться домой со всей своей большой семьей. Немного позже, в 1809 году из частного пансиона в Париже вернулись его сыновья.

Его сыну Матвею было уже 17 лет, Сергею — тринадцать. Росли и воспитывались они с детских лет в Европе.

Возвращение в Россию стало для них потрясением. Они узнали страшную истину, которую скрывали от них просвещенные родители, — в России еще сохранилось средневековое крепостное рабство!

Уже после возвращения семьи в Россию родился и третий сын в семье — Ипполит.

Судьбы этих троих молодых людей оказались роковым образом связаны с декабристским восстанием. Все трое были масонами, членами Союза Благоденствия и Союза Спасения. Все трое участвовали в восстании Черниговского полка — с 29 1825 до 3 января 1826 года.

Младший из них, Ипполит, был прапорщиком, лишь две недели как приступил к службе после окончания училища колонновожатых. Но он был достойным братом героев войны 1812 года Муравьевых-Апостолов.

В бою с царскими войсками он был ранен и, не желая сдаваться в плен, покончил с собой!

Портретов его не сохранилось. Поэтому на картинке в начале этой статьи Ипполит Муравьев-Апостол изображен условно между двумя старшими братьями.

Средний из братьев, Сергей Муравьев-Апостол, был одним из казненных на Сенатской площади.

Он был одной из ключевых фигур восстания, один из основателей Союза Спасения и Союза Благоденствия, талантливый пропагандист. Видимо, унаследовал от отца дипломатический талант и потому быстро вошел в контакт с представителями польского движения.

Во время восстания Черниговского полка был тяжело ранен и потому схвачен.

Приговорен был к четвертованию, которое в виде высочайшей милости было заменено на повешение для пятерых хорошо известных нам декабристов.

Казнь была страшна и нелепа. Трое из декабристов сорвались с виселицы — оборвались веревки. Среди них был и Сергей Муравьев-Апостол.

Но спустя некоторое время казнь довели до конца.

Старшему, Матвею Муравьеву-Апостолу, судьба подарила долгий век.

Герой Бородинского сражения и заграничных походов 1813-14 годов, отважный, умный, деятельный.

Карьера его после войны сложилась быстро и прекрасно от прапорщика до майора.

В 1823 году вышел в отставку и отдал все силы Южному обществу декабристов вместе с братом Сергеем. Был сторонником объединения Северного и Южного общества и много работал, как истинный дипломат, чтобы разрешить противоречия в трактовке целей будущего государственного переворота.

14 декабря 1825 года — кровавые события на Сенатской площади. Арестованные офицеры, участники восстания, в первые же дни начинают давать подробные показания. Их искренность, даже хочется назвать это болтливостью, сейчас поражает. Мы смотрим на это с двухвекового расстояния. Позади у нас уже сталинские времени и совершенно иные представления о чести и бесчестии. Не торопитесь осуждать!

Приказ об аресте Матвея Муравьева-Апостола был отдан 19 декабря. Спустя десять дней он был арестован с группой других членов Южного Общества на Украине, в Трилесах. Но этот арест стал началом восстания Черниговского полка. В ходе восстания офицеры освободили Муравьева-Апостола.

3 января 1826 года. Черниговское восстание разгромлено. Покончил с собой младший брат Ипполит, арестован тяжело раненый Сергей. И арестован Матвей — где-то в районе боевых действий, хотя он, видимо, не принимал в бою непосредственного участия будучи в отставке.

Шесть месяцев в Петропавловской крепости сломали его.

Он, осужденный вместе с братом Сергеем по первому разряду, должен был быть и казнен вместе с ним. Но 10 июля поступил приказ о помиловании. Матвей Муравьев-Апостол был сослан в Сибирь на 20 лет каторжных работ.

Чуть позже 20 лет сократили до 15 с последующим пожизненным поселением в Сибири.

Но фактически на каторге отработал он всего полтора года. Николай I в 1827 году высочайшим повелением освободил его от каторги с условием пожизненного поселения.

По просьбе родных его жизненные условия на поселениях были неплохи. А со временем становились все лучше. Уже в 1832 году ему разрешено было поселиться в доме статского советника, хотя находилось это в целой версте от Бухтарминской крепости, где он был приписан. А немного позже он и собственный дом купил неподалеку.

Еще несколько лет, и получено разрешение селиться не в крепости, а в маленьком городе Ялуторовске. Здесь и провел Матвей Муравьев-Апостол еще двадцать лет до окончательной своей амнистии в 1856 году, после смерти Николая I

В исторических исследованиях советского времени обычно указывалось, что декабрист Матвей Муравьев-Апостол был до конца верен идеалам революции. Для советских историков иначе и быть не могло.

Умер старший из братьев Апостолов в 1886 году, в девяностолетнем возрасте. Пережил Николая I, пережил Александра II. Русский писатель, историк и философ Дмитрий Мережковский видел его лично и много слышал о нем от общих друзей.

Одна из годовщин 14 декабря. Русские либералы, воодушевленные свободами нового времени, чествуют в своих кругах оставшихся в живых декабристов. Пытаются поднести венок и Муравьеву-Апостолу… и получают возмущенную отповедь: этот день, 14 декабря, праздновать нельзя. В этот день надо плакать и молиться.

А перед смертью говорит своим близким, что всю жизнь он благодарил Бога за неудачу декабрьского восстания.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.