По страницам Священного писания
Одна из загадок Библии, по традиции принимаемая без обсуждения. Великий иудейский судия Самсон, непобедимый богатырь, вся сила которого хранилась в его роскошных волосах, в одиночку сражается с целым войском врагов-филистимлян. Он безоружен, и поэтому хватает с песка единственное, что попало под руку – ослиную челюсть.(Библия, Книга Судей, гл.15, 15-19)
Пока все идет хорошо. Действительно, в пустыне вполне может что-то подобное под руку попасться.
А дальше начинаются странные события. Действуя этой челюстью, как оружием, Самсон уничтожает целое войско врагов.
Как это происходит?
Взглянем на картинку. Этот момент Библии не так уж часто изображался в истории изобразительного искусства, но везде эта самая челюсть выглядела вполне внушительным оружием. Вот теперь представьте себе животное, которому могла бы принадлежать челюсть подобного размера.
Осел – животное скромное, вся-то его челюсть, пожалуй, спряталась бы большей своей частью в недрах богатырского кулака, разве что краешки торчали бы. Каким образом такая челюсть могла бы служить оружием?
Даже так поставим вопрос: могла бы челюсть, чья бы то ни было, хоть слона, служить достойным оружием против стрел и копий филистимлян? Вот если бы хоть позвоночник Самсон нашел, это было бы как-то оправдано — что-то вроде копья. Если бы берцовую кость нашел — сошла бы за дубинку. А так, с ослиной челюстью в кулаке, — непонятно. Можно было бы просто камень в руку взять, — челюстная кость довольно хрупка. Можно было бы, пожалуй, с тем же успехом ничего не брать в кулак.
Конечно, чудо оно и есть чудо. Но вот что интересно. Читаем текст.
Происходит все это в некоей местности под названием Лехи, это отмечено в тексте сразу. Но чуть позже оказывается, что это Самсон так назвал эту местность Рамаф-Лехи, что означает «брошенная челюсть». Почему? Потому что после битвы он бросил здесь свое смертельное оружие, ослиную челюсть.
Какой смысл давать название месту, где бросил вещь, ставшую ненужной? Не все так просто.
Бросив кость, он, усталый после боя, почувствовал смертельную жажду. Вспомним, дело происходит в пустыне, источников воды рядом нет. Самсону грозит гибель вот сейчас, когда он одержал такую победу над врагом, и богатырь возносит Господу мольбы о спасении.
Вот тут и происходит настоящее чудо! Там, где упала ослиная челюсть на песок, почва оседает, появляется яма и наполняется водой. Самсон спасен! Вот это истинная причина давать особое имя этому месту – колодец, возникший чудесным образом на месте упавшей челюсти.
Но вопрос об этом странном оружии остался вопросом. Почему ослиная челюсть выбрана Самсоном в качестве оружия?
А теперь отмотаем исторический свиток на несколько веков назад.
Книга Бытие, глава 21. Трогательная история заносчивой служанки Агари, наказанной Авраамом и Сарой.
У кочевого пастушеского народа, которому принадлежали Авраам и Сара, был древний, достаточно разумный обычай. Не всегда судьба была к этому народу милостивой, любые природные катаклизмы несли людям гибель. Но чтобы не иссяк древний род, было принято то, что называется теперь суррогатным материнством. Старая или больная жена, уже не способная рожать детей, сама приводила к своему мужу молодую и здоровую женщину, которая должна была произвести потомство. Существовал определенный ритуал: рожала такая суррогатная мать на колени законной супруге. С этого момента считалось, что рожденный ребенок своей биологической матери уже не принадлежит, их связь навеки разорвана, а дитя воспитывается семьей как полностью родное. Такой обычай был у древних иудеев.
Но в богатом и изобильном Древнем Египте такого обычая не было. Вероятно, поэтому египтянка Агарь, родив ребенка, возомнила себя законной супругой Авраама и начала всячески унижать свою госпожу Сарру. Разгневанная Сарра потребовала, чтобы Авраам выгнал служанку вместе с ее сыном Измаилом, и Авраам, хоть и в печали, но послушал жену.
И вот Агарь, беременная, идет по пустыне и, обессиленная, останавливается у источника. Тут находит ее ангел, посланный Богом, и советует вернуться к своей госпоже и повиниться, потому что суждено ей родить сына великого сына.
Вот какая странная фраза далее следует в Библии (Бытие 16.10-12) Возможно, вставлена она позднее, чтобы объяснить то название, которое дала Агарь источнику, где услышала благую весть.
Название источника в Библии звучит, как Бэер-лахай-рои и переводится, как «источник Живого, видящего меня». Непонятная связь сравнения Измаила с диким ослом и названия источника долго не давала покоя исследователям. Наконец, историки нашли свидетельство о том, что именно в тех краях, указанных Библией, между Кадесом и Баредом (Бытие 16.12) была в пустыне скала, называемая древними арабами «Лехи» — челюсть. Вот оно, то место, где сражался Самсон! И вполне возможно, что название источника звучало, как Бэер-лехи-рои, где Бэер – источник, лехи – челюсть, а рои – это название какого-то животного, причем, скорее всего не хищного, а жвачного, потому что древние скалы в пустынях обычно не имеют острых вершин.
Итак, попробуем сложить паззл. Есть древний источник, который иудеи называют «Ослиной челюстью». Почему именно ослиной? – это главное вьючное животное древних иудеев, поэтому его кости чаще всего встречались на дорогах пустынь.
Возле этого источника, как гласит предание, Самсон одержал свою победу.
Во все века людям было свойственно особое уважение к источникам – действительно, чудо, волшебство, из земли или из камня бьет маленький фонтанчик! А уж источник в пустыне – это чудо из чудес, только Бог такое сотворить может в награду людям за хорошие дела. И легенда о рождении этого источника, на самом деле существовавшего еще во времени Агари и названного по форме окружающих скал, связала его с именем Самсона. Называется издревле источник «Ослиной челюстью» — значит, пусть это будет то оружие, которым Самсон сражался с филистимлянами.
А если кому-то странным покажется такое оружие – так на то он и герой Самсон.