Весной 1927 года одна из очаровательных изысканно одетых дам, которых на улицах Лос-Анджелеса уже можно было встретить немало, шла на премьеру нового фильма в Китайский театр Граумана. Дворик перед нарядным, в китайском стиле, зданием решили привести в порядок к лету и залили свежим бетоном. Очаровательная дама оступилась и шагнула в вязкое бетонное покрытие.
Это был первый «звездный» след Голливуда.
И оставила его кинозвезда Норма Толмадж.
Родилась она 2 мая 1894 года в Джерси-Сити. Ее семье жилось нелегко. Отец бросил семью: жену с тремя девочками, старшей из которых была Норма. Мать бралась за любую работу, и Норма, чуть повзрослев, начала искать заработок.
А в зарождающейся империи «великого немого» рабочие места были всегда — статисты требовались в неограниченном количестве. Так шестнадцатилетняя Норма стала сниматься в короткометражках. На ее очаровательное личико с томными глазами обратили внимание.
Уже сложившийся киношный стереотип женщины-вамп, соблазняющей и губящий невинных мужчин, требовал к себе антитезы. Нужна была нежная, хрупкая, беззащитная героиня, которой требовалась любовь и покровительство сильного мужчины. Именно такой образ создала на экране Норма Толмадж.
В 1920 году она стала настолько востребована, что перебралась в Голливуд, чтобы засиять там.
Слава ее была не настолько яркой, как слава Мери Пикфорд или Лилиан Гиш, создававших подобные образы. Но зритель запомнил ее по нескольким фильмам. Фильм «Нежная улыбка» 1922 года стал ее настоящим голливудским триумфом. Но к сожалению, фильм не сохранился.
О мастерстве Нормы Толмадж можно судить по двум более поздним фильмам.
В 1924 году вышел на экраны фильм режиссера Фрэнка Борзаге «Секреты».
Старый Джон тяжело болен. Его жена Мэри, старушка, очень страдает и боится за его жизнь. В тоске она листает свой юношеский дневник. И история ее любви проходит перед глазами зрителя. Мэри, девушка из богатой семьи, влюбляется в простого рабочего Джона. Ее любовь родители никак не могли бы одобрить, поэтому ей приходится скрывать от них свои отношения с Джоном. Но однажды все раскрывается.
Родители запирают непокорную дочь в комнате и собираются отослать ее подальше, к бабушке в Шотландию, пока не найдется для нее подходящая партия, а рабочего Джона отец Мэри увольняет с завода.
Но Джон пробирается к любимой в комнату через балкон и объявляет, что уедет в Америку. Мэри решает ехать с ним.
Много бед пришлось им испытать: и бедность, и нападение бандитов, чуть не убивших всю семью. Но вместе они победили.
Но впереди было новое испытание. У Джона появилась любовница, которая пришла к Мэри с требованием отпустить Джона, потому что постаревшая сорокалетняя Мэри уже не может быть Джону достойной женой. Мэри готова дать мужу развод, чтобы не мешать его счастью. Но Джон любит ее по-прежнему, не хочет от нее уходить и просит прощения за свою легкомысленную связь. И Мэри прощает мужа.
Новая беда сваливается на семью. Джон разорен и не может простить себе этого. Но Мэри удается успокоить его и вселить веру в свои силы.
Страницы дневника закрываются. И старая Мэри узнает, что ее мужу Джону стало лучше, еще одна беда отступила.
Вот такой фильм — как раз для актрисы с нежным лицом и любящим, безмятежным, невинным взглядом.
Еще один фильм «Леди» 1925 года тоже стал звездным в недолгой голливудской карьере Нормы Толмадж.
Фильм очень драматичный, опять о человеческой жестокости и любви, преодолевающей все преграды. Но здесь речь о материнской любви. Злой жестокий тесть хочет отнять ребенка у молодой женщины, потерявшей мужа. Ей, чтобы скрываться от преследований, приходится оставить ребенка у знакомой супружеской четы. Но супруги с ее ребенком бесследно исчезают, и бедная женщина отправляется на поиски. И конечно, побеждает!
Это был последний звездный фильм Нормы Толмадж. Наступила эпоха звукового кино, в которую она не сумела вписаться. В тридцатых годах звуковые фильмы с ее участием провалились в прокате, и кинозвезда на этом решила завершить карьеру.
Последние годы своей жизни провела она в одиночестве и тяжелых болезнях. Три ее брака не сложились, детей она так и не родила. Умерла в 63 года от пневмонии и оставила после себя миллионное состояние.
Продолжение цикла: .Хенни Портен