Для нас, живущих в 21 веке, киноискусство начала XX века ассоциируется прежде всего с Голливудом. Там первые кинозвезды, там первые звездные кинорежиссеры, там восторженные фанаты и миллионные бюджеты.
А между тем, киноискусство Европы тоже росло, развивалось и шло иным, своим собственным путем.
Шли упорные поиски технических фокусов, которые помогли бы «великому немому» заговорить. И они были сами по себе довольно успешными, но достаточно трудоемкими. Гораздо проще и выгоднее был американский вариант – с «великим немым», создавшим свой особый удобный мир и собственных героев.
Один из аппаратов, позволяющих синхронизировать звукозапись с изображением, был создан в Германии в 10-х годах двадцатого века и назван биофоном. Работа с этим аппаратом была настолько сложна, что справиться с ней мог только человек с изощренным музыкальным слухом. Так пришел в кино оперный певец из Магдебурга Франц Портен.
Прибыв со всей семьей, женой и двумя дочками, в Берлин, он занялся кинорежиссурой. В сложный процесс создания звуковых картин он тут же включил и дочек. Очень разные были эти две дочки. Старшая, Роза Портен, была энергична, грубовата, простовата на вид. Очень удавались ей роли этаких юных «хулиганок». Но этот образ в германское устоявшееся мировоззрение вписывался с трудом. Исчерпав себя в нескольких фильмах отца, Роза распрощалась с артистической карьерой и с удовольствием ушла в режиссуру.
А младшая дочь Хенни Портен, родившаяся 7 января 1890 года была удивительно нежная и трогательная. Любимый немецкий сентиментальный девичий образ.
Она оказалась талантливой актрисой, способной передать своим нежнейшим лицом и глубокими выразительными глазами тончайшие оттенки.
Судьба ее складывалась нелегко, что, по-видимому, добавляло многое ее жизненному опыту.
В 1912 году она вышла замуж за кинорежиссера, у которого много снималась в это время, и была с ним счастлива. Но первая мировая война разрушила счастье. Муж погиб в 1916 году. А взгляд прекрасных глаз Хенни Портен стал еще глубже и печальнее.
С 20-х годов имя ее становится известным во всей Европе, сначала как идеальной немецкой женщины. Но в 1923 году вышел нашумевший во всем мире фильм «Иисус Назаретянин», где Хенни Портен сыграла Деву Марию, иудейку. И убедила всех.
Сыграла англичанку Анну Болейн, казненную супругом Генрихом VIII, и тоже всех убедила.
Но для немцев, растерзанных, растоптанных в Первой мировой войне, жаждущих реванша и возвращение самоуважения, она осталась символом всего лучшего, что есть в немецкой женщине: стойкости, кроткого страдания, верности.
Возраст для киноактрисы – извечная проблема. Трудно распрощаться с вечно востребованным образом нежной хрупкой девочки. Но и тут Хенни Портен попала «в струю». Пришедшие в 30-х годах «новые времена» с национал-социалистами потребовали как раз такого образа: статности, полнокровности, намекающей на здоровье и плодовитость, необходимой новой Германии, которая должна в скором времени завоевать мир.
Поэтому Хенни Портен не пришлось уходить в Голливуд, подобно Марлен Дитрих. Но и национал-социалисткой она умудрилась не стать. Удержалась на лезвии ножа.
В 1921 году актриса вышла замуж за Вильгельма Кауфмана-Ассера, врача санатория, еврея. В те годы такой брак никому не показался особенно странным. Супружеская жизнь сложилась прекрасно, муж оставил медицину и занялся продюссированием своей жены и самым верным ее единомышенником.
Но через 10 лет этот брак чуть не стал для Хенни Портен роковым. Пришедшие к власти фашисты все настойчивее и настойчивее рекомендовали актрисе разорвать эти отношения, как положено истинной арийке.
Актриса отказалась наотрез, хотя и не выходила на демонстрации, подобно другим женщинам, чьих мужей тоже собирались у них отнять.
В результате она была наказана властью. Но сильно наказать не посмели. Слишком долго Хенни Портен была иконой германского стиля. Ее всего лишь отстранили от киносьемок.
Но тут вмешался преданный ее поклонник, младший брат Германа Геринга, Альберт, и потребовал вернуть любимую актрису на экраны. В результате через два года Хенни Портен опять появилась в кино – и очень активно. В самое бурное фашистское время, с 1935 по 1943 год, она снялась в девяти фильмах.
В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, многим киноактерам, сотрудничавшим с национал-социалистами и снимавшимся в фашистских фильмах, не поздоровилось. Но и тут Хенни Портен была реабилитирована тем, что не рассталась с мужем-евреем, не предала его.
И ее продолжали активно снимать до самой старости. Лишь последние два года своей жизни, актриса позволила себе отдохнуть от работы. Умерла она в 1960 году.
Продолжение цикла: Первая российская звезда Голливуда (Алла Назимова)