Этот загадочный философ-мистик, на учениях которого расцвела вся европейская средневековая философия, родился в 204 году нашей эры в египетской провинции Римской империи.
Юность его прошла в Александрии, величайшем культурном центре античности.
Около десяти лет был он учеником философа Аммония Саккаса. О трудах этого ученого остались лишь свидетельства его учеников. В частности говорили о том, что Аммонию удалось свести в стройную систему материализм Аристотеля и идеализм Платона. То есть создать свою картину мира, в которую вписывались бы и эти два противоположных направления.
Интересно, что учеником Аммоса был и философ Ориген — основоположник христианской философии.
А талантливый ученик Аммоса Плотин вдруг в 242 году оставляет своего учителя и уходит в персидский поход вместе с императором Гордианом. Зачем? Не за воинской славой, а за новыми знаниями. Его интересует восточная философия, мистические учения Древней Индии.
Вернулся в Рим Плотин уже признанным философом и пророком. Его философская система была настолько уважаема и популярна, что император Галлиен, его ревностный почитатель, даже попытался основать новое государство Платонополь и в этом государстве воплотить все философские принципы Плотина.
Только под конец жизни Плотин начал записывать свои труды. Ранее все это передавалось ученикам лишь изустно. Эти оставшиеся его записи были собраны, отредактированы и систематизированы его учеником Порфирием. Так было создано собрание трудов Плотина — «Эннеады». Слово это в переводе означает — «девятки». Порфирий разделил все записи трактатов Плотина на шесть тематических отделов, а в каждом отделе оказалось по 9 частей.
Основа учения Плотина — это попытка постижения божественной сущности, начала всех начал, как некоего всеобъемлющего совершенства.
Мир по Плотину состоит из трех субстанций: Единого, Ума и Души. А где же тут материя? А это всего лишь низшее воплощение идей, рождаемых тремя великими субстанциями. Материя — это отработанный материал, практически шлак. Она появляется на время и разрушается, возвращаясь в мир трех высших субстанций. Нечто подобное морской пене.
Интересны суждения Плотина о Душе. Это та основа человеческой сущности, которая в процессе постоянного образования материи отпала от Единого. И потому находится в вечном стремлении к своему истоку, к вечному Благу. А достичь этой цели человеку нелегко.
И Плотином разработано целое учение о спасении души, о возвращении ее к Единому. Это учение получило в философии название Сотериологии и легло в основу христианства.
Путей спасения у Души два. Путь эстетический, путь постижения красоты и гармонии, которая является образом Единого
И путь этический — путь отрешения от материального путем молитв и аскезы.
А шаги по этому пути следующие:
1. Отделить себя от своей материальной оболочки. Разобраться, где то, что диктует нам материальное наше тело, то есть низшее, тленное, и где то, что является настоящей человеческой вечной сущностью. И осознав это, спокойно, без волнений и страстей, рассматривать и изучать свои страсти, вожделения и эмоции, не участвуя в них.
2. Обратиться душой к тому, что подлинно прекрасно. Научить себя любить Красоту и Благо.
3. Выработать в себе навык абстрактного мышления, как способа постижения Единого.
4. Научиться с помощью абстрактного мышления исследовать разумом чистые, нематериальные идеи.
5. А этот шаг впоследствии получил название «экстаз опрощения». Дух, освобожденный, очищенный от шелухи материального, ставший «простым», сливается с Единым и исчезает в нем.
То есть, по-видимому, то состояние, которое в практике индийских йогов носит название «сомати»
Учение Плотина, глубокое, сложное, всеобъемлющее, было подхвачено и развито такими классиками средневековой философии как Августин и Макробий. А позже легло в основу философским исканиям Гегеля и Шеллинга.
Продолжение цикла: Бытие и мышление Парменида Элейского