Михаил Кедров

71155

Режиссеры XX века

Трудно представить себе более неоднозначную творческую судьбу. Этот человек в сталинскую эпоху был законодателем всего театрального мира советской страны. И так же активно забыт и отвергнут, как все сталинское.

Михаил Кедров родился в семье священника в 1893 году 2 января по новому стилю.

Несомненно, подсознательные детские впечатления порой выстраивают определенный рисунок нашей жизни. Что вынес Михаил Кедров из своего детства? Умение твердо верить в незыблемые истины и принимать их без доказательств? Но незыблемые истины он для себя выбирал сам.

Шесть лет проучился в духовной семинарии и отказался от духовной карьеры. Поступил в Московский институт народного хозяйства. Там, в любительских кружках, почувствовал вкус к актерскому ремеслу. Может быть, это стремление к зрелищности — тоже впечатления детства?

Сразу после революции, которую принял безоговорочно, Михаил Кедров отправился в знаменитый ВХУТЕМАС — свободные художественные мастерские. Здесь он стал неплохим скульптором и всегда в подготовке своих ролей и целых спектаклей лепил героев спектакля и выстраивал мизансцены на условном сценическом пространстве.

Оттуда Кедров через год перешел во вторую студию МХАТа к Станиславскому.0_d0d05_5130bd7e_XXL

Систему Станиславского принял как священное писание. И остался до конца жизни ее ревностным и вдумчивым ее приверженцем.

Manilov

Он был прекрасным характерным актером. Посмотрите только на его образ Манилова. Но как измучил он режиссера спектакля В.Сахновского, заставляя его в каждой фразе Манилова искать подсознательную цель, сквозное действие. Пришлось вмешаться Станиславскому и выстроить эту цель. Кедровскому Манилову при его внутренней пустоте необходима была форма. Вот он ее создавал, как мог. Каждого гостя разворачивал, вписывал в некую картинку со своим участием, как манекен в групповую фотографию. Этот прием тут же создал яркий образ.

Критики писали, что актеру Кедрову совершенно не обязательно что-то произносить на сцене. Он мог бы сыграть всю роль, не произнося ни одного слова, только мимикой, жестом, движением, ювелирно выстроенной мизансценой.

Все это результаты уроков Станиславского. Не случайно первым самостоятельным спектаклем Михаила Кедрова стал «Тартюф», который целиком родился из студийных занятий великого режиссера. Здесь Кедров, опираясь на те находки, которые рождались в студенческом классе, выстраивал собственный рисунок спектакля.

Здесь он был и режиссером, и исполнителем главной роли. И этих двух ипостасях стал событием для культурной жизни Москвы.

Михаил Кедров был настоящим трудоголиком, любящим свою работу ради нее самой. Ему совершенно не нужен был «пиар», амбициозность была ему совершенно не свойственна. Он не боялся ошибок и поражений, спокойно находил причины ошибок и устранял их.

На сцене МХАТа он поставил целый ряд прекрасных спектаклей, среди которых «Глубокая разведка» А.Крона, «Дядя Ваня» А.П.Чехова, «Зимняя сказка» В.Шекспира.

Конечно, ставились и спектакли о Ленине и Сталине. Без этого было невозможно, да и свойственно было этому человеку глубоко верить в то, что делал.

С 1946 по 1955 год он главный режиссер МХАТ. Дальше до 1969 года председатель художественной коллегии. Лауреат четырех сталинских премий, он был членом комиссии по распределению Ленинских премий в области искусства.

И тогда стал для советского послесталинского искусства настоящим пугалом и притчей во языцех. Что делать, реалии сталинской эпохи научили очень уж многому. И серьезная государственная должность обязывала. Приходилось ему под руководством легендарной Е.Фурцевой участвовать в шельмовании всего, что выходило за установленные рамки.

Но под шумок он по-настоящему охранял и пестовал молодой театр «Современник», хотя и предрекал этой молодежи печальный конец.

Последние его спектакли уже не имели успеха. Родился новый театр, так же непохожий на устоявшийся мхатовский стиль, как когда-то театр Станиславского был не похож на старую русскую театральную культуру.

Продолжение цикла: Всеволод Мейерхольд

Добавить комментарий