От всего наследия этой великой актрисы ХХ века нам остался только ее завораживающий голос. Голос, похожий на старинный причудливый фарфор.
Эта актриса была рождена для театра 11 ноября (по новому стилю) в 1900 году. Ровесница ХХ века.
Она впитала в себя все величие и прихотливость культуры Серебряного века и принесла все это в советское театральное искусство.
Вот только учиться у нее и заимствовать какие-то приемы было, по-видимому, невозможно. И осталась она легендой, недосягаемой сказкой старого театра.
Родилась Мария Бабанова в достаточно обеспеченной семье. Но репрессий по этому поводу пережить ей не пришлось. В юности получила хорошее образование на женских курсах, потом поступила в Московский университет. Но уже на следующий год в 1919 году она учится на театральных курсах, которые вскоре получили нового руководителя В.Э.Мейерхольда. У него училась она на Высших режиссерских мастерских и стала одной из первых артистов его нового театра.
Здесь пришла первая слава — ее бурный успех в спектакле «Величественный рогоносец».
Вслед за успехом пришло первое жестокое разочарование. Примадонной в театре В.Э.Мейерхольда была его жена, Зинаида Райх. Покушаться на ее славу было опасно. До такой степени опасно, что в 1927 году Бабановой было предложено уйти из театра.
Так оказалась молодая талантливая актриса в Театре Революции, которой позже стал Театром им.Маяковского. И с этим театром прошла вся ее сценическая судьба.
Чем же поражала она зрителей? Она была достойной ученицей Мейерхольда.
Мы привыкли ставить во главу угла систему Станиславского, с трудом понимая, что это такое. Школа Мейерхольда предлагала совершенно противоположный взгляд на актерскую технику. В чем же различие?
Система Станиславского предлагает идти от себя. Найти в себе, в своем эмоциональном и душевном мире изображаемого человека. И стать на сцене этим изображаемым человеком, оставаясь собой. Система гениальна. Только не хватает в ней, как показало время, маленькой детали. Неисчерпаемой личности актера. Если есть эта глубина, бездонность, неисчерпаемость личности — вот тогда есть на сцене образ яркий и точный. Если актер пуст как личность, то будет скучное и будничное существование в предлагаемых обстоятельствах — себя же играет, пустого и скучного.
В.Э.Мейерхольд учил творить образы, не черпая материал из собственной личности. Он вел к созданию образа через пантомиму, через изучение жеста, мимического движения, ювелирно отработанного.
И эта ювелирная отточенность была особенностью игры Марии Бабановой. Скрупулезность каждого жеста и каждого звука позволяло ей с легкостью играть и мальчика Гогу в спектакте «Человек с портфелем» и графиню Диану в «Собаке на сене».
Замечательный театральный критик, историк театра Эмилия Александрова вспоминала, как поразил ее один звук речи Дианы в «Собаке на сене». Диана падает, Теодоро подает ей руку, учтиво прикрытую плащом. В ответ на это получает неожиданный выговор. Диана не хочет покрытой плащом руки, она желает прикосновения. «Рука, когда она чесТна, ни перед кем лица не прячет».
Это удивительное, яркое, отчетливое Т, которое мы никогда не произносим в слове «честный», создает точнейшую психологическую картину. Диана строит преграды сама себе, там, где их нет. Не произносим мы Т в этом слове, а она возрождает его, как непреодолимую стену.
Вот из таких ювелирно выточенных деталей создавались образы Марии Бабановой.
Новую важную страницу в творчестве актрисы открыла… война.
Бабанова начала работать на радио. Выступала с песнями, литературными концертами, читала стихи, прозу. И ее удивительный голос прошел с нашими солдатами всю войну.
Это было для нее самой очень важным открытием своих возможностей. Шли годы, она старела, но голос ее не имел возраста, звучал все тем же неземным звоном.
До конца жизни она записывает пластинки со сказками Андерсена, классической прозой и поэзией. Найдите в интернете ее аудиоспектакль «Маленький принц», где она играет вместе с Алексеем Консовским.
Она озвучивает мультфильмы. Вслушайтесь в голос Снежной королевы из старого советского мультфильма.
Судьба дала ей долгий век. Умерла она в 1983 году. Не пришлось увидеть ей страшное, катастрофическое разрушение отечественной культуры.
Послушайте в исполнении Марии Бабановой песню из спектакля «Таня» по пьесе А.Арбузова. Это была одна из лучших ее ролей.
Продолжение цикла: Дэвид Гаррик
Блистательная Бажанова! Я помню, когда была пятилетней девочкой, завороженно слушала радиоспектакль-сказку «Маленький принц». Какая прекрасная колыбельная была исполнена Бабановой, голосом которой говорил маленький принц! Виват и еще раз виват!!!