Она была, пожалуй, самой блестящей из звезд советского кино! Какая-то сумасшедше красивая, по самым голливудским меркам, прелестная фарфоровая куколка. А ее яркий комический талант придавал ее красоте особо вкусную остроту.
Родилась Людмила Васильевна Целиковская 8 сентября 1919 года в Астрахани в театральной семье. Отец ее был заслуженным деятелем искусств, мать пела на оперной сцене.
Когда Людмиле исполнилось 6 лет, родители переехали в Москву. Здесь способную музыкальную девочку приняли в Гнесинскую музыкальную школу по классу фортепиано. Все данные для того, чтобы стать прекрасной пианисткой, у Людмилы Целиковской были. Но видимо, произошла та история, которая предстала перед зрителями в забавном и трогательном фильме «Антон Иванович сердится». Молодая артистка, предназначенная семьей для высокого искусства, ушла в «легкий» жанр. Людмила после окончания школы подала документы в Щукинское театральное училище. И тут же стала настоящей находкой для советского театра и кино.
Еще студенткой ее пригласили дебютировать в спектакле «Слуга двух господ» в театр Вахтангова. И на сцене этого театра и прошла ее творческая жизнь.
Почти одновременно заметили ее и кинематографисты.
Поначалу играла она в кино саму себя: легкую, хорошенькую, забавную, музыкальную. Актрисе оставалось привносить в роль лишь отдельные нотки: детскую наивность в роли Шурочки в «Сердцах четырех», нежность и чистоту в «Антоне Иваныче» и «Воздушном извозчике», острую насмешливость в «Беспокойном хозяйстве». Такой узнал и полюбил ее зритель!
А личная жизнь Людмилы Целиковской складывалась трудно.
В 1943 году на съемках фильма «Воздушный извозчик» начался ее серьезный роман с Михаилом Жаровым, чуть не вдвое старшим ее. Оба в то время были людьми семейными, обоим пришлось уйти из семьи. Время было военное. Они вдвоем жили буквально в походах, в постоянных поездках на фронт для выступлений перед солдатами.
Оба были приглашены Сергеем Эйзештейном для съемок фильма «Иван Грозный». Роль царицы Анастасии стала первой серьезной работой. Но принесла ей только беду. Сталин в целом фильм очень похвалил и представил к награде режиссера и актеров. Но Целиковская в роли Анастасии ему не понравилась. Видимо, сыграло роль прежнее впечатление о ней. Резолюция Сталина «такими царицы не бывают» вполне могла стать в то время концом творческой карьеры актрисы.
И в самом деле, буквально сразу после резолюции Сталина Целиковскую увольняют из театра Вахтангова на том основании, что она слишком много работает на стороне. Только заступничество Эйзештейна заставило руководство театра восстановить актрису в составе труппы.
Но отношение к ней у кинокритики сильно изменилось. Ее по-прежнему обожали зрители, а на страницах газет и журналов обвиняли в пошлости, безыдейности, примитивности.
События конца 40-х годов принесли новые беды. В 48 году Целиковская и Жаров расстались. И Целиковская вышла замуж за талантливого архитектора Каро Алабяна. Но чем-то не угодил архитектор всесильному Берии и только чудом избежал ареста. Ему с женой пришлось уехать из Москвы в Армению, Целиковская потеряла любимую работу. И до самой смерти Сталина и Берии они с мужем как-то перебивались случайными заработками.
Вернулась в кино Людмила Целиковская совершенно новой в 1955 году в фильме «Попрыгунья». Этот талантливый фильм получил награду на Венецианском фестивале. И только на родине в СССР Людмила Целиковская, блестяще сыгравшая в этом фильме, не получила никаких наград и отличий.
Такой Целиковскую еще не видели зрители и критика. Она была зла и беспощадна к своей героине. Она была все так же обворожительна, но вызывала то самое, написанное Чеховым, отвращение к ее пустоте и пошлости.
С годами все реже Людмила Целиковская стала появляться на экране и тем богаче и интереснее стала ее работа на сцене театра Вахтангова. Здесь воплотилось все, что не смогло найти применения в кино: острый злой шарж, тонкий нежный лиризм, психологическая глубина.
Около пятнадцати лет прожила Целиковская в гражданском браке с режиссером театра Юрием Любимовым. И в эти годы их дом стал буквально Меккой для всего свободного и почти подпольного российского искусства и литературы. И опять та же ситуация: снова руководство страны с большим неодобрением косится в сторону крамольного режиссера, а тень падает и на Целиковскую.
В эти годы на киноэкранах зрители ее и не видели.
Умерла Людмила Целиковская от рака в 1992 году
Благодарю, что напомнили…