Есть в нашем могучем и неисчерпаемо богатом русском языке два похожих слова: любознательность и любопытство. Ну так похожи, что склонны мы их смешивать, одно выдавать за другое. А ведь заложено в нас ощущение совершенно разных их значений. Любознательность — это хорошо, любопытство — это не особенно. Почему-то любопытной Варваре нос в дверях оторвали.
Любознательность — это любовь к знанию, как говорит нам состав слова.
А что такое любопытство?
Слово «пытать» осталось в нашем языке только в своем страшном производном значении: мучить человека, добиваясь от него каких-то сведений или действий. А слово-то совершенно мирное изначально — всего лишь спрашивать, искать ответа. «Дела пытаешь, аль от дела лытаешь?», — спрашивала Баба-Яга Ивана Царевича.
Так почему же в нашем сознании любовь к знанию — это хорошо, а любовь к поиску, к вопрошению о чем-то — это плохо?
Вероятно, потому что в этом случае поиск становиться самоцелью, без привязки к результату. А значит и тянет открывать то, что открывать нельзя: копаться пальцами в электророзетке, заглядывать в замочные скважины, открывать, подобно Пандоре, закрытые сундуки со всякими несчастьями.
И всегда были люди, у которых любопытство вырастает до уровня всепоглощающей страсти, болезни, которую надо бы лечить.
И лечили! Как? Наверно уже догадываетесь, если читали предыдущие публикации из этого цикла. С помощью бани.
Как же излечить эту болезненную страсть к запретным тайнам?
Главное растение в этой банной процедуре будет верба. Та самая, к которой у нас в народе такое теплое отношение, которая приносит нам весну и преддверие Пасхи своими пушистыми комочками. Посмотрите, как связалось в народном сознании пробуждение этого дерева с идеей Воскресения Христа. Все это недаром.
Настойки и отвары из листьев и побегов вербы всегда были в арсенале народных целителей. Она и вяжет, и воспаления снимает, и кровь останавливает, и отеки снимает. Восстанавливает сердечный ритм, снимает головную боль. И поднимает тонус, помогает бороться с депрессией. Вот это интересно.
Ведь вполне причиной болезненного любопытства может быть начальная форма депрессии, попытка вырваться из-под чего-то опутывающего и давящего, ставящего на каждом шагу ограничения.
А если мы еще почитаем про свойства вербы, то окажется, что ей свойственно как раз снимать спазмы, стрессовые состояния организма.
Итак, полки в бане застилаются ветками вербы.
Теперь готовим настой для пара. То, что будет окутывать тело и проникать информационно в нашу сущность.
Сначала в кипяток бросают зверобой. О лечебных свойствах этого по-настоящему воинственного растения, укрепляющего тело и душу, было уже сказано немало. Значит, подпитываем душу силой, чтобы победить депрессию.
А затем в кипяток молоденькие, зелененькие шишечки сосны. Старые травники утверждали, что собирать такие шишки можно в ночь Ивана Купала. Тогда их лечебные свойства максимальны. Секрет здесь в том, что зеленые сосновые шишки богаты танинами, стимулирующими деятельность мозга и препятствующими его старению. Итак, с помощью зеленых шишек сосны возвращаем любопытному разум.
И наконец, в кипяток летят веточки вербы. Отвар готов.
Теперь веник. Ох и веник замысловатый. Сосновые ветки для остроты и упругости, тростник для мягкости и… луковые стрелки. Интересное сочетание. Сосновые ветки, даже распаренные в кипятке, вполне могут травмировать кожу, между прочим, в области таза. Именно здесь, по мнению народных целителей, и сидит бес любопытства. А лук здесь, видимо, чтобы тут же дезинфицировать травмированную кожу своими фитонцидами и не дать бесам вернуться обратно. Не любят бесы лука так же, как и чеснока.
А что же тут делает тростник? Тоже и заживляет, и кровь останавливает, и обеззараживает. Тоже издавна используется русскими знахарями.
А парить таким веником тоже нестандартным путем. Сначала распаренный веник прижать к сердцу, открыть поры для зажатой депрессией души. Потом десять очень легких ударов веником — и веник к лицу, подержать несколько секунд, чтобы максимально вдохнул человек и разящий нечисть запах лука и вяжущий, очищающий, обволакивающий запах сосны. Вот так и чередовать легкие удары с вдыханием пара.
После парения натереться настоем вербы.
И особо приготовленным напитком из вербы утолить жажду.
Что это за напиток? Тоненькие вербовые веточки с листиками надо замочить в ключевой воде на 18 дней. После этого настоявшуюся воду вскипятить со зверобоем и бросить в отвар горсть ягод можжевельника. Сутки напиток будет настаиваться — потом можно использовать.
Будем надеяться, что страсть к чужим тайнам пропадет.
Продолжение цикла: Где пасутся «баранцы»?