Современный продвинутый читатель поправит нас: “Не кто такой, а что такое! Это судовой колокол”. Правильно, читатель. Но есть у этого слова старое, давно исчезнувшее значение.
Слово это в Киевской Руси звучало как “рындель” и, возможно, имело южно-германское происхождение. Называли этим словом знаменосца. Как проникло оно в древнерусский язык, будучи южно-германским — это пусть лингвисты разбираются.
Кто такой знаменосец в Древней Руси? Непосредственно в ходе битвы он участия не принимает. Его задача держать знамя своего князя. Вот так просто держать — и все? Зачем?
Представьте себе поле боя тысячелетней давности. Пока бой не начался, стоят два войска одно против другого. И здесь понятно, где враг, а где свой! Но вот бой начался!
Никаких таких автоматов Калашникова, даже простых ружей еще не изобрели и пороха к ним не выдумали. Луки, стрелы, копья — и в рукопашную!
Хорошо еще, если битва идет с иноземным войском: хазар, половцев, печенегов по внешнему виду легко отличить. Но с каждым столетием все более и более Русь скатывалась в хроническую междоусобицу. У каждого города свой князь, свое войско, и каждый норовит с бою захватить территорию соседа. А там в бою все одинаковы, все русичи! Теряется представление о границах и сторонах света — в которую сторону гнать врага? Какую сторону защищать?
Знамя в таком бою — это опознавательный знак. Здесь князь, здесь свои!
Следовательно, что входит в обязанности знаменосца? В самом пылу сражения стоять прямо со знаменем в руках, не пытаясь спрятаться, не пытаясь защититься. Вот такая идеальная мишень. Конечно, рынды в случае поражения, гибли или попадали в плен вместе с князем. Но такая уж служба!
Когда наконец Русь благополучно вышла к 15 веку из этого разрушительного периода средневековья и войны между княжествами прекратились, то и функция рынд при князе изменилась. Они превратились в статусное украшение трона. Уже не знамя они держали на плечах, а изящные топорики-бердыши. Целая команда рынд сопровождала русского царя во время посольского приема, во время трапезы, а уж во время поездок — тем паче. А в военных походах рынды были оруженосцами, несли царское оружие и защищали своего господина.
Должность это хоть и не оплачивалась, но была очень почетной. Выбирали рынд из самых статных и красивых юношей знатнейших семей, одаряя их дополнительно должностью стольника или стряпчего. Самые любимые царские рынды стояли по правую руку, и их придворная карьера была самой успешной. Когда выходили они из молодого возраста и приходила пора их сменить у трона, царь награждал любимцев землями, денежными должностями и всяческим покровительством.
Каждый царский рында имел свой собственный штат, куда набирал молодых стольников. У каждого в этом штате была своя обязанность, чтобы окружение царя представляло собой законченную гармонию и вселяло трепет. Одни были вооружены богато разукрашенными луками с колчанами и стрелами. Причем и здесь была градация по размеру лука и количеству украшений. Другие держали большие копья. Самые низшие должности в этом штате держали рогатины и пищали — примитивное огнестрельное оружие.
Одевали рынд поистине роскошно — из царской казны — в длинные белые кафтаны, терлики, расшитые серебром, подпоясанные пестрыми кушаками, в белые сафьяновые сапоги и белые песцовые шапки. Зимой соответственно шубы.
Был предусмотрен для рынд и черный траурный вариант.
Вот такое великолепное зрелище представляла собой эта команда.
А до наших дней дошло забавное ругательство — “дурында”, вполне логично сложившееся. Что требуется от рынды? Стоять смирно и украшать собой мир. А значит, никаких лишних фантазий, движений ума и душевной тонкости!