16 августа 1761 года в Петербурге у канонира Тобольского пехотного полка родился сын, называли его Евстигнеем. Вскоре погиб в очередном сражении отец, за ним умерла мать.
Но ребенка не бросили на произвол судьбы.
Кто был его благодетелем? Кому обязан солдатский сын своей удивительной судьбой? И как пришла этому благодетелю идея отдать шестилетнего сироту не куда-нибудь, в воспитательный дом при Академии художеств? Возможно, обратили внимание на музыкальные способности малыша? На его абсолютный слух? А кого мог заинтересовать абсолютный слух солдатского сына?
Но так или иначе, судьба сложилась для Евстигнея Фомина самым счастливым образом!
Воспитанный в стенах Академии художеств, он был зачислен в музыкальные классы и обучался игре на клавесине, теории музыки и композиции.
В 1772 году выпускник Академии Евстигней Фомин был отправлен в Италию на обучение к известному музыканту и композитору падре Джованни Мартини. Результат этого обучения был ошеломляющим для Европы. Через три года выходец из дикой России был избран в Болонскую филармоническую академию. Такой чести из молодых музыкантов был до этого удостоен только Моцарт.
В 1786 году Евстигней Фомин в лучах своей славы возвращается в Петербург, и императрица Екатерина II милостиво повелевает ему писать оперу на ее собственное либретто. Очень хотелось владычице России еще и писательских лавров.
Работа была проделана Фоминым за фантастически короткий срок, за месяц. И большая опера в пяти действиях «Новгородский богатырь Василий Болеславич» была поставлена в Эрмитажном театре Зимнего дворца.
В результате гениальный композитор Евстигней Фомин вдруг оказывается в Тамбове, в канцелярии тогдашнего тамбовского градоначальника Гавриила Державина. Да, того самого великого русского поэта.
Почему? Как это случилось? Загадка!
Быть может, публика не проявила должного восхищения оперой, и Екатерина приписала неудачу композитору?
Как бы то ни было, но в Тамбове и прожил гениальный русский композитор Евстигней Фомин последние 12 лет своей короткой жизни. Здесь были написаны лучшие его произведения.
Опера «Ямщики на подставе», либретто к которой написал он сам, сразу сделала его известным в России композитором. Видимо, и поэтом он был неплохим.
В 1788 году славный юноша Иван Крылов передает ему либретто оперы собственного сочинения под названием «Американцы». Так вошел в русскую литературу будущий великий баснописец. А блестящая опера, которую написал Евстигней Фомин, так и не увидела свет при его жизни. Первая постановка ее состоялась в год его смерти — 1800.
В 1791 году был написан еще один шедевр этого композитора — опера «Орфей и Эвридика», либретто которой написал известный драматург 18 века Яков Княжнин.
Только после смерти Екатерины у Евстигнея Фомина появилась возможность вернуться в Петербург. Здесь он получил скромное место репетитора придворных театров. Но через три года его не стало.
Продолжение цикла: Никита Панин, воспитатель Павла I