Когда мы желаем похвалить какую-то хорошо и точно сделанную вещь, мы говорим: «Ювелирная работа!» И это высшая похвала аккуратности и скрупулезной дотошности мастера. Действительно, что может быть точнее работы ювелира. Микроскопический изъян тут же скажется на ее качестве.
И среди всех ювелирных направлений, пожалуй, самое изысканное и сложное — это глиптика, высокое искусство создания камей. Поистине царское украшение. На создание камеи у мастера могло уйти несколько лет.
Среди известнейших уникальных камей есть одна с интересной и запутанной историей.
Работа на редкость сложная. Поразительно мастерство автора в выборе камня. Это достаточно крупный трехслойный агат, который в древности назывался арабским сердониксом. Около 16 сантиметров в высоту, около 12 сантиметров в ширину. Нижний фоновый слой почти черный, дальше идет белый слой, который выше плавно переходит в коричневый. И мастер сумел использовать все цветовое богатство этого камня для создания шедевра, парного портрета. Белые с голубизной профили на темном фоне и роскошные каштановые кудри с совершенно живыми переливами у женщины на переднем плане.
Жил в Мантуе в 16 веке маркиз из славного рода Гонзага — Франческо II. Впервые эта камея упоминается в каталоге его коллекции древних редкостей. С тех пор эта камея носит имя Гонзага.
Было много споров и гипотез о том, кто изображен на ней. В каталоге эти люди идентифицированы как император Август и Ливия.
Но с таким же успехом это могли быть и другие царственные особы. И в течение нескольких веков одна гипотеза сменялась другой: Александр Македонский и Олимпиада, Германик и Агриппина, Птолемей и Эвридика и множество других правителей античного мира.
В наше время исследователи, изучив особенности стиля и способов обработки, пришли к выводу, что родом эта камея из Александрии первого эллинистического периода. Того самого 3 века до нашей эры, когда появился на острове Фарос Александрийский маяк, когда создана была первая в истории человечества Академия наук, Александрийский музейон. Именно тогда в Александрии и рождается это уникальное искусство — глиптика.
Сейчас большинство исследователей считают, что изображены на этой камее фараоны Египта Птолемей II и его супруга-сестра Арсиноя II. Шокирующая нас ситуация кровосмешения была свойственна традиции Древнего Египта.
Трудно сказать, какими путями пришла эта драгоценность к мантуанскому маркизу Гонзаге. Но далее события развивались так.
В 17 веке город Мантуя попал в руки Габсбургов. Вместе со многими другими сокровищами ренессансной культуры эта камея была вывезена в Прагу в крепость Пражский град и несколько лет там хранилась.
Затем Прагу захватили шведы, и камея была привезена в качестве трофея шведской королеве Кристине. Несколько лет спустя Кристина отреклась от престола и скрылась в одном из итальянских монастырей. Увезла она с собой и драгоценную камею, но завещала ее вместе с собранием редкостей после своей смерти своему любовнику кардиналу Аццолино.
После ее смерти кардинал продал все это наследство герцогу Браччиано, который в свою очередь продал все эти сокровища папе Пию VI. Так камея попала в Ватикан. И хранилась там до самого конца 18 века.
В 1798 году французские войска вступили в Рим и бесцеремонно порылись в кладовых Ватикана. И камея попала в руки Наполеона, который подарил ее Жозефине Богарне.
Последнее приключение камеи — война 1812 года. В 1814 году русские войска вступили в Париж. Император Александр I проявил благородство и милосердие к супруге своего побежденного противника и взял ее под защиту. И благодарная Жозефина подарила Александру драгоценную камею Гонзага.
С тех пор этот шедевр античного искусства находится в собрании Эрмитажа.
Продолжение цикла: Афинская жизнь
Удивительные перипетии удивительной камеи!